Новые маршруты коммунальных автобусов: почему все плохо

Тяжело бывает подобрать нужные слова, когда внутри буря эмоций. Когда дно пробивается снова и снова, все ближе подходишь к той мысли, что мы падаем в бездонную пропасть. Да, я снова про общественный транспорт родных Сум. Тот самый, который остается лишь обнять и плакать… но да хватит эмоций, есть у меня интересная информация для сумчан.

Но сначала вопрос: как вы считаете, перед тем как открыть новые маршруты общественного транспорта, необходимо ли проведение исследований, которые обосновали бы их целесообразность и помогли бы составить маршрут оптимально? Необходимо ли публичное обсуждение проектов маршрутов? Так вот, чтобы вы ни думали, Лысенко и его команде на это глубоко наплевать. На последнем заседании исполкома менее чем за минуту бездумным поднятием рук были утверждены 3 таких же, казалось бы бездумных маршрута, не обсуждавшихся ни то что публично, но и даже на заседании профильной депутатской комиссии. Но бездумных ли, или же все таки определенная логика при их создании была? Давайте разбираться.

Волею поднятых рук членов исполкома были рождены 3 новых автобусных маршрута: 58А Басы – Тополянская (через Римского-Корсакова, Рынок и Троицкую), 64 Добровольная – Добровольная (кольцевой маршрут через Рынок, Петропавловскую, 20 Лет Победы и по Черновола и Ильинской обратно к Рынку), 65 Героев Крут (Черепина) – Автовокзал (пожалуй единственный из этих маршрутов, где путь следования очевиден из названия — через Харьковскую и Ильинскую). Схемы собственного рисования прилагаются. На первые два из них предполагается поставить по 2 автобуса, а на последний – 3. Вскоре для определения перевозчика на них будет проведен транспортный конкурс, который же станет не более чем формальностью. Ведь городская власть не скрывает «социального» характера этих маршрутов, а это значит лишь то, что достанутся они КП «Электроавтотранс». Скорее всего,обслуживать их будут новые автобусы – 3 средних «Атамана» (те самые, ради которых с огромным скандалом были продавлены изменения в Целевую программу закупок) и 4 автобуса большой вместимости Богдан А701. Причем 3 больших автобуса предполагается использовать на маршруте 65, а один оставшийся пойдет либо на один из двух других новых маршрутов, либо же на один из ранее действовавших маршрутов, что обслуживает КП.

Схема движения автобуса №58А
Схема движения автобуса №58А
Схема движения автобуса №64
Схема движения автобуса №64
Схема движения автобуса №65
Схема движения автобуса №65

Так как городская власть не провела исследования мобильности и подсчета пассажиропотока, анонсированные при принятии исполкомом повышения цены на проезд этой весной, полностью объективных данных для принятия оптимального решения по использованию новых автобусов просто не было. Однако в случае с коммунальным автобусом на Добровольную власть создала прецедент организации маршрута-дублера для проблемного перевозчика. Я ранее писал о том, что у города даже без закупки дополнительной техники было достаточно ресурсов, для того чтобы за целую пачку грубых нарушений просто разорвать договор с перевозчиком по маршруту №9, обслуживающему район Добровольной, и отдать его КП «Электроавтотранс». Однако ни по маршруту №9, ни по любому другому маршруту, несмотря ни на какие нарушения, вопрос разрыва договора даже не поднимается. О том, почему так происходит, каждый может сделать вывод сам.

Создание же коммунального маршрута действительно могло бы улучшить транспортную ситуацию в районе Добровольной, особенно в вечернее время, но такая его реализация дискредитирует саму идею. Во-первых, маршрут, на котором работает лишь два автобуса, это уже плохо. Даже если его расстояние сделать совсем коротким, пересменки и обеденные перерывы это не отменит, а они значительно увеличат средний интервал. А если хоть один из автобусов выпадет из работы, то шансы пассажира воспользоваться маршрутом будут сведены к минимуму. Во-вторых, если сейчас нет возможности выделить на этот маршрут больше чем 2 автобуса (во что я упорно отказываюсь верить, помня о 6 подпирающих забор КП средних автобусах), его нужно было делать максимально коротким для сокращения интервала. Маршрут Добровольная – Центр даже с двумя автобусами мог быть дать минимальный интервал порядка 20 минут, что конечно тоже немало, но все же получше чем на доброй половине коммунальных маршрутов города. Но нет же, маршрут зачем-то сделали довольно длинным, причем зачем-то решили закольцевать, что даст минимум 30 минут интервала. Посмотрим конечно на то, каким будет его расписание, но что-то мне подсказывает, что его составят, руководствуясь теми же принципами, которые использовались при составлении расписания троллейбусов на Прокофьева. Там, к примеру, от конечной «рогатый» №15 отправляется в 08-07 — такое классное время, что ни тем, кто на 8 спешит на работу, оно никак не подходит, ни тем кто, на 9. А следующий рейс через час с лишним. Подобные маршруты обречены на то, чтобы возить одних льготников, в то время как остальным пассажирам от их существования ни холодно, ни жарко.

Поехали дальше, маршрут 65, который для больших автобусов. Большие автобусы должны были покрыть наиболее густонаселенные районы, чтобы как можно больше сумчан смогли по-настоящему почувствовать разницу между нормальным автобусом и желтой рутой. 12 мкрн и пр. Лушпы, безусловно, такими районами и являются, да и небольшая длина маршрута даст ему интервалы поадекватнее, чем в случае выше. Но какой смысл в том, чтобы создавать по факту дублера троллейбуса №5, одного из немногих коммунальных маршрутов с адекватными интервалами? Я конечно понимаю, что владельцы желтых рут оценят то, что большие автобусы не станут им альтернативой на загруженных маршрутах, но неужели при создании этого маршрута руководствовались лишь их интересами? Но получается в частном секторе власть почему-то может продублировать маршрут частника коммунальным автобусом, а на «жирном» маршруте нет? Вариантом, который прямо таки витал в воздухе, было поставить большие автобусы по маршруту 12 мкрн. – Аэропорт. Автобусный маршрут №3, безальтернативный по данному направлению, работает абсолютно ужасно в плане регулярности, его а загрузка просто запредельна. Но в ответ на подписи сотен сумчан мэр дает лишь отписку о том, что пассажиропоток не достаточен для транспорта большой вместимости.

Ну и «гвоздь вечера», маршрут 58А. Каждый раз, когда я смотрю на его схему, мне приходит в голову лишь эта мысль:

Нет, на самом деле идея соединить общественным транспортом основные корпуса СумГУ и его медицинский институт вполне нормальная. Равно как и необходимость усиливать присутствие коммунального транспорта на Троицкой есть. Да и район Тополянской действительно проблемный в вопросе общественного транспорт. Но какого черта все это было лепить в один маршрут? Который стал самым длинным маршрутом города (обогнав другой коммунальный фантом под номером 62). Еще бы Василевку добавили в этот маршрут. Да и гулять так гулять, давайте еще и мою родную ул. Гамалея туда же. А чо, у меня желтые руты тоже в 7 вечера перестают ходить. На самом деле даже это маршрут намного хуже бы не сделало, ведь его минимальный интервал и так будет порядка часа…

Вообще грустно все это, друзья мои. А что же делать, спросите вы? Думать, друзья мои. Думать и делать выводы.

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua

  • Алена Перекрестова

    Я, конечно, от маршрута 58а в глубоком шоке. Своей петицией, я просила власти пустить маршрут на Тополянскую через 9-10 микрорайон, согласитесь густо населенный район. Они мне отписались, что там есть маршрутка №58, обслуживаемая ФЛП Масюк, и ей вручено уже большая куча претензий за невыполнение договора перевозки пассажиров. И вот долгожданный результат ЕСТЬ маршрут общественный транспорт с Химика на Тополянскую!!! УРА!!!! Да рано радуемся маршрут закручен, что бараний рог и совсем не через густо населенный район, а через Троицкую, там Очень много проживает людей, а из медучереждений, до которых действительно далековато идти с Привокзальной, так это только Роддом. Я, конечно, понимаю, что всем не угодишь, но уважаемые логисты вы хотя бы учли населенность 9-10 микрорайона и Троицкой, а с Харьковской на Тополянскую итак ездит маршрутка №8 каждые 20 минут. И…… Я почему то так рада, что мне хочется просто плакать от глухой стены под названием ВЛАСТЬ. Поздравляю всех тружеников ул.Ветрова и Тополянской ходим и дальше с Привокзальной пешком на работу, ведь на уплате наших налогов держится местный бюджет.