50 минут позора сумского горсовета: с третьей попытки мэру удалось легализовать тендер на три маленьких автобуса

28 сентября на очередном заседании Сумского горсовета, после нескольких неудачных попыток, мэр города Александр Лысенко таки смог добиться внесения трех автобусов малой вместимости в планы закупок на 2017 год Целевой программы развития городского пассажирского транспорта, тем самым легализировав проведенный тендер на три маленьких автобуса.

Обсуждение данной закупки затянулось в сумме на 50 минут в течении двух дней двух очередных сессий, так как 27 сентября началась, а 28 сентября была закрыта ХХХ сессия горсовета VII созыва, и в тот же день, 28 сентября, прошла и ХХХІ очередная сессия. И это без учета обсуждения на очередной сессии еще 26 июля, когда, несмотря на голосование за частичное финансирование скандального тендера, изменения Целевой программы поддержки депутатского корпуса не получили.

На данный момент КП «Электроавтотранс» уже провело тендер на закупку трех маленьких автобусов со ступеньками в салоне Атаман А092Н6 со сроком поставки до 29 сентября 2017 года, однако не могло реализовать договор, поскольку эта закупка не предусмотрена целевой программой.

Вопрос о внесении изменений в Целевую программу в повестке дня ХХХ сессии разместился под порядковым номером номером 94 и был рассмотрен под конец рабочего времени 27 сентября.  Слово взял и.о. начальника отдела транспорта, связи и телекоммуникационных услуг Николай Гиценко, пояснивший необходимость данной закупки многочисленными обращениями жителей улиц Добровольной и Тополянской. Так, еще 25 сентября, мэр Сум Александр Лысенко на аппаратном совещании заявил о желании запустить в район улицы Добровольной коммунальный автобусный маршрут с одной-двумя единицами подвижного состава для бесплатного вывоза из этого района пенсионеров. Свое желание мэр подтвердил, призвав депутатов поддерживать данную закупку, уточнив, что в случае позитивного решения автобусы будут получены быстро, так как тендер уже проведен.

 

После чего слово взял депутат Алексей Рябенков (БПП «Солидарность»), напомнивший о том, что почти за два года работы Виталия Однорога директором КП «Электроавтотранс» выпуск автобусов увеличен не был, несмотря на приобретение для предприятия 10 автобусов малой вместимости. По мнению Алексея Рябенкова, нужно сначала решить вопрос с дефицитом водителей автобусов, что позволит увеличить выпуск без закупки новой техники. Депутат Владимир Чепик (ПП «За Украину!») поддержал своего коллегу, призвав сначала разобраться с автобусами, имеющимися в наличии в парке предприятия, а потом уже рассматривать вопрос новых закупок.

В активную борьбу с инициативой мэра также включились депутаты Геннадий Гризодуб и Игорь Перепека (оба из ПП «Оппозиционный блок»), известные своей последовательной поддержкой сумских частных перевозчиков. По их словам, маршрутчики находятся в неравных условиях с коммунальным предприятием, ведь им никто не обновляет подвижной состав и не оказывает финансовую помощь. Игорь Перепека также обвинил руководство КП «Электроавтотранс» в том, что шесть коммунальных автобусов стоят без дела, на что Виталий Однорог ответил, что три автобуса в резерве, а пять требуют капремонтов. Слово снова взял мэр, заявив, что даже простой имеющейся в наличии техники — не повод отказываться от обновления. «Объявив тендер, выделив деньги — не покупать новые автобусы? Разве это правильно!?» — эмоционально спросил мэр. Градус накала возрастал, и Александр Лысенко уже не сдерживая эмоций взывал к залу: «Мы покупаем новые автобусы, или нет!?…  Или если где-то что-то поломалось и стоит,  то это все?! Закупим и поставим!».

После более чем 25 минут горячих дискуссий горсовет наконец приступил к голосванию. Проект решения получил лишь 12 голосов «за», после чего мэр молча встал и вышел из зала, оставив секретаря горсовета Андрея Баранова проводить остаток сессии.

Поименное голосование 27 сентября
Поименное голосование депутатов горсовета за включение трех маленьких автобусов в Целевую программу. 27 сентября 2017 года

Утро 28 сентября началось в сумском горсовете с завершения ХХХ сессии, т.к. с прошлого дня еще остался ряд нерассмотренных вопросов. После того, как мэр Александр Лысенко предложил вновь вернуться к рассмотрению изменений в Целевую программу развития городского пассажирского транспорта, слово взял его однопартиец по «Батькивщине» Валерий Заика, работавший ранее заместителем директора КП «Электроавтотранс».

 

Он призвал депутатов голосовать против данной закупки и проводить закупки общественного транспорта согласно законодательству — сперва утверждать целевую программу, затем проводить тендеры, а уже потом заводить технику на предприятие. «На сегодняшний день это не было сделано так. На мой взгляд, там заложена коррупционная составляющая. Коррупционная схема: сначала договорились с заводом-производителем, провели тендер, определили победителя, заключили договор, а теперь возвращаются к включению в программу», — шокировал зал откровенным заявлением однопартиец мэра.

Более того, Валерий Заика вспомнил еще один неоднозначный тендер по закупке автобусов: «В этом году, 3 января, вышли на линии автобусы-газобусы, которые простояли год на складе, которые не нужны были никому в Украине, и уже 10 января один из них был поломан — он простоял полтора месяца… у меня есть письмо Национальной Полиции, где четко сказано, что тут есть нарушение — они запрещали проводить тот тендер, но он был проведен. То же самое повторяется с этими горе-автобусами.»

Валерий Заика также сообщил о том, что несмотря на убытки КП «Электроавтотранс» в размере 4,5 млн. грн. только за первый квартал 2017 года, мэр предоставил директору предприятия Виталию Однорогу премию в размере 30 тыс. грн, а затем такую же премию уже по итогам второго квартала, который тоже был убыточный. «Вчера директор меня обвинил в том, что на сегодняшний день простаивает семь автобусов, а я там не работаю уже два месяца!» — продолжал свою свою речь депутат.

Несмотря на скандальные заявления своего соратника, мэр уперто стоял на своем, требуя все равно вернуться к рассмотрению вопроса, а при покупке автобусов согласовать с комиссией их эффективное использование. Однако голосов вновь не хватило — лишь 20 депутатов при минимально необходимых 22 поддержало возвращение к рассмотрению вопроса. После чего ХХХ сессия сумского горсовета VII созыва была закрыта, однако не был закрыт вопрос легализации тендера на покупку автобусов Атаман. Он вновь был включен в повестку дня теперь уже ХХХІ очередной сессии горсовета, начавшейся сразу после завершения предыдущей.

 

Депутат горсовета Андрей Крамченков (ПП «За Украину!») призвал коллег не поддерживать столь желанный мэром проект решения: «У меня есть вопрос: если в вашем личном автомобиле нужно поменять резину — то вы покупаете новый автомобиль или покупаете резину? В случае «Электроавтотранса» мы, почему-то, вместо покупки запчастей для шести автобусов, которые стоят под забором, хотя могли бы быть на линии и возить пассажиров, которые вынуждены ездить на Басы как в консервной банке, вместо этого мы уже полгода ждем, пока проводим тендер, выделяем деньги, забываем почему-то включить эти автобусы в программу, а ведь Казначейство без того не пропустит вам платеж, потом еще будем заключать договор, потом будем еще ждать пока придут автобусы… а шесть автобусов будут стоять и ржаветь под забором, потому что нет запчастей. Это даже не вопрос, я ко всем депутатам обращаюсь: как вы думаете, это вообще рациональное использование средств?»

Затем слово взял Геннадий Гризодуб из «Оппоблока», напомнивший, что он не поддерживает этот проект решения, как и наличие автобусов в парке КП «Электроавтотранс» в принципе. Однако теперь он заявил о том, что сегодня его фракция проголосует за данное решение, ведь «когда станут еще несколько автобусов из тех 15, которые сегодня работают, мы оставим наших людей зимой на остановках».

Депутат Дмитрий Лантушенко (БПП «Солидарность») обвинил мэра в продавливании решений, которые делают депутатский корпус элементом неэффективного управления коммунальными предприятиями и структурными подразделениями: «Я не понимаю, зачем мы сейчас, четко это понимая, что приняв сейчас это решение и фактически легализовав неэффективное проведение тендера, а может быть там и есть какая-то коррупционная составляющая, возможно пусть правоохранительные органы этим занимаются, мы даем зеленый свет всем таким событиям и дальше».

Но продавить решение таки удалось, и 23 голосами «за» Целевая программа была изменена, а скандальный тендер легализован. Примечательно то, что многие из депутатов, не поддержавших данный проект решения при прошлом голосовании, на этот раз кардинально поменяли свою позицию, в частности это касается всех присутствовавших на заседании депутатов от «Самопомощи» (Рыбальченко, Бутенко, Иванов) , «Оппоблока» в полном составе (братья Перепеки, Гризодуб, Жиленко), а также дептутов от «Батькивщины» Липовой и Никоненко и депутата от «Свободы» Юлии Левченко. Кроме представителей «Оппоблока» никто из них почему-то не участвовал в дискуссиях.

Поименное голосование 28 сентября
Поименное голосование депутатов горсовета за включение трех маленьких автобусов в Целевую программу. 28 сентября

Но и это еще было не все. После данного голосования слово взяли пришедшие на заседание главы квартальных комитетов районов улиц Добровольной и Тополянской, которые поблагодарили депутатов за принятое решение и «выделение им автобусов». Хотя на тот момент ни утвержденных новых маршрутов, ни даже самих автобусов в городе еще не было, о чем собственно и напомнил пришедшим Владимир Чепик, потребовав от мэра и директора КП «Электроавтотранс» четко обозначить, когда автобусы поедут по новым маршрутам. Виталий Однорог сообщил о том, что так как тендер был проведен уже давно, то автобусы ожидаются уже на следующей неделе, а вопрос с их выходом на новые маршруты пообещал решить до конца октября.

 

Остается лишь надеяться, что такой напор и принципиальность Александра Лысенко будет проявлять не только в вопросе закупки маленьких автобусов, но и в вопросе закупки троллейбусов, ведь из 21 рогатого, включенного в действующую программу закупки на 2017 год, приобретено только четыре единицы — лишь 19% от плана. Это очень актуально на фоне того, что контролирующие львиную часть городских перевозок частные перевозчики еще с августа требуют снова повысить цену на проезд, несмотря на то, что прошлое повышение состоялось лишь в мае.

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Журналист transport.sumy.ua