Есть ли в Эстонии жизнь за пределами Таллина: обзор транспорта и инфраструктуры Нарвы

Ярослав Денисенко, Андрей Шаванов

Эстония — одна из самых маленьких стран Европы, ведь ее население составляет лишь около 1.3 млн. человек, из которых более 400 тыс. проживает в Таллине. И если инфраструктура главного города страны, в частности, его общественный транспорт, являются отличным примером для украинских городов, то возникает вопрос — как обстоят дела в других городах Эстонии?

Прежде всего нужно принять во внимание тот факт, что кроме столицы в стране нет ни одного другого города, где проживало хотя бы 100 тыс. населения. Так, во втором городе Эстонии — Тарту, проживает лишь около 93 тыс. человек, а в третьем, Нарве — всего 57 тыс. Именно этому городу на самом краю Евросоюза посвящен наш сегодняшний обзор.

Речной Променад в Нарве
Речной Променад в Нарве. На противоположной стороне реки Нарва — Россия. Фото: Андрей Шаванов

В нем найдется место не только описанию того, насколько красив и продуман (и в то же время контрастен положению дел на противоположном, российском, берегу) речной променад, построенный, в основном, на деньги ЕС.

Нарвский речной променад
Речной Променад в Нарве. Вид сверху. Фото: Ярослав Денисенко

Проект строительства променада был запущен в июле 2014 года и всего на его строительство было выделено 711 тыс. евро. Стоит отметить, что российский Ивангород, расположенный как раз напротив Нарвы, также получил в свое время деньги от Еврокомиссии, превыщающие объем нарвских на 400 тыс. (1.1 млн. евро). Что из этого вышло, подробно осветил летом прошлого года известный российский блогер Илья Варламов, сравнивший два города с точки зрения инфраструктуры.

На променаде нашлось место и для велодорожки
На променаде нашлось место и для велодорожки. Фото: Ярослав Денисенко

Нарва очень разная и, как для такого небольшого города, предоставляет своим гостям немало вариантов для проведения времени. И это даже не считая исторических достопримечательностей.

Спальный район в Нарве
Спальный район в Нарве. Фото: Андрей Шаванов

Вряд ли кто-то может представить себе в украинском райцентре сразу несколько торгово-развлекательных центров вроде сумской «Мануфактуры», но для небольших городов Эстонии это вполне обычное явление, и Нарва здесь совсем не исключение.

Торговый центр Fama: вид изнутри. Фото: Андрей Шаванов

Однако огромная снежная куча, оставленная прямо перед одним из таких ТРЦ, не может не напоминать о родных Сумах и главном принципе сумских чиновников в уборке снега — «весна придет, порядок наведет».

Тороговый центр: снаружи... Нарва - город контрастов
Торговый центр: вид снаружи. Нарва — город контрастов. Фото: Андрей Шаванов

И если в основных спальных районах встречаются, по большей мере, ухоженные и опрятные дома, окруженные немалым количеством машин, как, например, в микрорайоне Кангеласте, то в районе Кренгольмской текстильной мануфактуры (ранее — градообразующего предприятия с богатой историей, а сейчас — целого комплекса огороженных забором заброшенных цехов, похожих на американский Детройт) можно увидеть немало домов с заколоченными окнами.

Улица в районе Кренгольмской мануфактуры
Улица в районе Кренгольмской мануфактуры. Фото: Андрей Шаванов

Точно так же и с дорожно-тротуарной инфраструктурой: в основных спальных массивах и возле ТРЦ тут все чисто и опрятно, на переходах присутствуют заниженные бордюры и островки безопасности.

Островок безопасности в Нарве
Островок безопасности в Нарве. Фото: Андрей Шаванов

Но все в том же районе Кренгольмской текстильной мануфактуры, а также в Старом Городе — совсем близко к Ратуше и главному контрольно-пропускному пункту через границу — хватает и луж, и грязи, и старых добрых неудобных бордюров на переходах.

Нарвские голуби купаются в луже, на заднем фоне - старинная ратуша
Нарвские голуби купаются в луже, на заднем фоне — старинная ратуша. Фото: Андрей Шаванов

Например, мы видели такую картину, когда молодая мать с мужем ввиду отсутствия пандуса несли тяжелую коляску в руках по ступенькам лестницы Хаана, ведущей к набережной реки Нарва, параллельно Мосту Дружбы через границу. На фоне флага ЕС, на первых метрах его территории.

Спуск по лестнице Хаана
Спуск по лестнице Хаана. Доступность по-нарвски? Фото: Ярослав Денисенко

Кое-чем напомнил Сумы и общественный транспорт Нарвы. К счастью для нарвитян, это не страшные аварийные маршрутки на улицах города. К их несчастью, это маршруты-фантомы.

Расписание городских автобусов на остановке в Нарве
Расписание городских автобусов на остановке в Нарве. Фото: Андрей Шаванов

Ни один из городских маршрутов не ходит чаще, чем раз в полчаса. При этом в праздничные и выходные дни, а именно в один из них мы посетили Нарву, движение общественного транспорта сводится практически к нулю. Потому не удивительно, что проехав в местном автобусе, мы увидели картину, свойственную, к примеру, для троллейбусных маршрутов №№ 3,4 в Сумах: кроме нас в салоне еще были лишь местные пенсионеры.

Салон автобуса в Нарве. Не путать с сумскими троллейбусами №№ 3,4
Салон автобуса в Нарве. Не путать с сумскими троллейбусами №№ 3,4. Фото: Ярослав Денисенко

Однако к чести местного общественного транспорта стоит отметить, что он представлен исключительно большими автобусами с низким уровнем пола на всех дверях. На панорамах в Google Maps на улицах Нарвы можно увидеть и автобусы-гармошки, но в выходной день нам не удалось их здесь повидать.

Автобус MAN на городском маршруте в Нарве
Автобус MAN на городском маршруте в Нарве. Фото: Андрей Шаванов

Обслуживаются городские маршруты частной компанией ATKO Grupp AS, стоимость проезда составляет 0,6 евро при оплате наличными водителю и 0,5 евро при оплате с помощью карточки электронного билета. Доступны также проездные билеты — на 10 дней за 5,75 евро, на 20 — за 11,50 и на 30 — за 15,35. Предусмотрен также ряд льгот, в числе которых бесплатный проезд для людей старше 66 лет и школьников в период учебного года. Использовать в качестве электронного билета можно не только нарвскую карточку, но и, к примеру, таллинскую — что и неудивительно, ведь валидаторы в местные автобусы ставила та же компания, что и в Таллине — Ridango AS.

Необычный формат расписания в Нарве
Необычный формат расписания в Нарве, копия вильнюсского. Честно говоря, не особо удобный. Фото: Андрей Шаванов

Кстати, судя по обсуждению обновленного расписания автобусов на Нарвском интернет-портале, местные жители, мягко говоря, не очень довольны качеством предоставляемой услуги —  причем, кроме ожидаемой критики неудобного расписания, можно прочитать и о переполненных автобусах на некоторых направлениях.

Очередь на контрольно-пропускном пункте Нарва через эстонско-российскую границу. Фото: Ярослав Денисенко

Стоит отметить также и то, что визуально в Нарве очень мало молодежи — что неудивительно ввиду отсутствия в городе ВУЗов (не считая Нарвский колледж Тартуского университета). Многие улицы мы застали безлюдными — дает о себе знать потеря градообразующего предприятия, и, как следствие, значительное сокращение численности населения. В то же время, жизнь кипела возле пограничного КПП и ТРЦ. Однако к 7 часам вечера, когда мы шли к автостанции на автобус обратно в Таллин, уже чувствовалось, как маленький город понемногу засыпает. Такой нам запомнилась Нарва, третий по численности населения город Эстонии, отделенный от России лишь Мостом Дружбы.

За забором - Мост Дружбы, за которым российский контрольно-пропускной пункт
За забором — новый пешеходный мост через границу, а за ним — российский контрольно-пропускной пункт. Фото: Ярослав Денисенко

 

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua