Продолжение эстонского путешествия: знакомство с общественным транспортом Пярну

Честно говоря, перед поездкой в Пярну я даже и не планировал в последствии описывать его общественный транспорт или инфраструктуру. Думал просто проветриться в выходной день и нагуляться в многочисленной парковой зоне, ведь, казалось бы, ну что можно написать про транспорт курортного городка с населением в 40 тысяч жителей? Хотя для Эстонии это не так и мало, ведь Пярну — 4й город страны.

Но не успел я отойти от местного автовокзала, куда приехал на автобусе из Таллина, как тут же осознал — этому блогу непременно быть. Так, на оживленных остановках возле автовокзала оборудованы табло с прогнозом прибытия транспорта.

Остановка возле пярнуского автовокзала. Пассажиры садятся в прибывший газобус Mercedes-Benz Conecto, табло показывает время прибытия ближайшего транспорта
Остановка возле пярнуского автовокзала. Пассажиры садятся в прибывший газобус Mercedes-Benz Conecto, табло показывает время прибытия ближайшего транспорта. Фото: Андрей Шаванов

Но что куда более приятно, буквально каждую минуту прибывали все новые и новые автобусы, многие из которых — гармошки (на минуточку, в выходной день в городе с населением в 40 тысяч жителей!).

Городские автобусы-гармошки в Пярну
Городские автобусы-гармошки в Пярну. Фото: Андрей Шаванов

Обслуживаются почти все городские маршруты автобусами компании SEBE. Собственно автобусы представлены 12-метровыми газобусами Mercedes-Benz Conecto, а также дизельными гармошками все той же серии автобусов Mercedes-Benz Conecto. Все автобусы данного перевозчика имеют единый формат окраски.

Газобусы Mercedes-Benz Conecto на пярнуских маршрутах
Газобусы Mercedes-Benz Conecto на пярнуских маршрутах. Фото: Андрей Шаванов

Некоторые маршруты обслуживаются компанией ATKO Grupp AS, уже знакомой нам по Нарве. На фото ниже можно увидеть автобус-гармошку данного перевозчика. Стоит ли даже уточнять, что абсолютно все пярнуские автобусы имеют низкий уровень пола на все двери?

Автобус-гармошка компании ATKO Grupp AS на маршруте в Пярну. Фото: Андрей Шаванов

Если присмотреться к расписанию местных автобусов, то можно подумать, что в городе присутствуют одни лишь маршруты-фантомы, подобно Нарве. И действительно, большинство автобусов тут ходит лишь раз в час (хотя ряд основных маршрутов имеет вполне адекватные интервалы). Но при этом расписание составлено так, что возле того же автовокзала каждую пару минут, с раннего утра и почти до полуночи (а в разгар туристического сезона и после нее), проходит автобус.

Расписание городских автобусов на остановке возле пярнуского автовокзала
Расписание городских автобусов на остановке возле пярнуского автовокзала. Фото: Андрей Шаванов

Визуально автобусов действительно немало и местные жители активно ими пользуются. Казалось бы, кто же будет ждать автобус, который ходит раз в час? Но по факту пярнусцам не приходится так долго ждать транспорта. Давайте просто посмотрим на схему маршрутов общественного транспорта в Пярну.

Схема автобусных маршрутов Пярну
Схема городских автобусных маршрутов Пярну. Источник: parnu.ee

Так, большинство местных маршрутов проходит вдоль реки Пярну по обе ее стороны и по одному из двух мостов через нее, а затем отклоняется к уже более отдаленным районам. Таким образом, «от моста до моста» транспорт ходит весьма часто — примерно каждые 10 минут, а из центра — еще чаще. Сама дорога «от моста до моста» на автобусе занимает до 20 минут. И именно между двумя мостами,  причем по обе стороны реки, расположены основные жилые массивы.

Набережная реки Пярну. По мосту едет городской автобус-гармошка
Набережная реки Пярну. По мосту едет городской автобус-гармошка. Фото: Андрей Шаванов

Еще одна интересная особенность расписания местного транспорта — оно сделано по тактовому принципу — то есть от остановок каждый из маршрутов отправляется в одни и те же минуты разных часов на протяжении дня. Кроме того, как можно видеть на фото расписания ниже, присутствуют в городе и специальные маршруты, графики которых рассчитаны специально для нужд учеников местных школ.

Расписание и схема городских маршрутов на остановке Uus sild
Расписание и схема городских маршрутов на остановке Uus sild. Фото: Андрей Шаванов

Стоимость разового, а точнее часового проезда в Пярну составляет 0,64 евро. Это при оплате электронной карточкой или покупке билета в киоске. У водителя же билет можно купить за 1 евро. В случае поездки с пересадкой, или же при совершении второй поездки в течении того же часа, платить дважды не придется. Таллинские карточки электронного билета тоже тут действуют, ведь и в Пярну валидаторы в автобусы ставила все та же компания Ridango AS, которая, к слову, кроме Таллина и других городов Эстонии, поставит валидаторы и для транспорта киевского «Киевпастранса».

Стоимость месячного проездного — 14,06 евро. Если разделить эту сумму на 60 (2 поездки в день), то разовая поездка обойдется лишь в 23 евроцента (7,32 грн. по актуальному на момент публикации курсу НБУ). Вот скажите, кто-то сомневается в том, что сумские руты скоро будут стоить столько же, а может и больше?

Остановка Mai в Пярну
Остановка Mai в Пярну. Фото: Андрей Шаванов

Стоит отметить и то, как оборудованы пярнуские остановки. Да, их форма довольно типична для Европы (та самая, что пришлась многим сумчанам не особо по вкусу).

Остановка в Пярну.
Остановка в Пярну. Похоже, кто-то из сообразительных пярнусцев довез в тележке купленные в супермаркете продукты прямо к автобусу. Фото: Андрей Шаванов

Но при этом все они оборудованы урнами, а также дополнительными лавочками возле самой остановки. А на оживленной остановке напротив автовокзала, к примеру, кроме дополнительных лавочек также оборудовано сразу несколько «козырьков».

Остановка напротив пярнуского автовокзала
Остановка напротив пярнуского автовокзала. Фото: Андрей Шаванов

Но можно встретить в Пярну и вот такие вот чудные остановки, причем прямо в лесу!

Лесная остановка в Пярну
Лесная остановка в Пярну. Обратите внимание на формат расписания. Благо, под козырьком есть и более привычная табличка с графиком движения. Фото: Андрей Шаванов

Изначально я хотел описать кроме пярнуского общественного транспорта также и городскую инфраструктуру — дороги, тротуары, велодорожки, скверы и многое другое. Но чтобы не раздувать блог до нечитабельного размера, вынужден максимально ограничить эту часть. Но рассказывать действительно есть о чем, и написать можно было бы куда больше.

Схема пярнуских велодорожек.
Схема пярнуских велодорожек. Ими покрыты все основные улицы города. Фото: Андрей Шаванов\

Так, с помощью программы Европейского Фонда Регионального Развития, на всех основных улицах города были построены велодорожки. И в данном случае, похоже, предложение смогло породить спрос — велосипедистов всех возрастов в Пярну можно встретить немало.

Велосипедисты в Пярну
Велосипедисты в Пярну. Фото: Андрей Шаванов

Радует глаз и дорожно-тротуарная инфраструктура, соответствующая лучшим европейским стандартам. Причем как в центре города, так и в спальных районах.

Улица в спальном районе Пярну
Улица в спальном районе Пярну. Ухоженные дома, заниженные бордюры и островок безопасности на переходе.

Немало в городе и пешеходных зон, причем кроме старых улочек исторического центра и прогулочных аллей у моря, огромная пешеходная зона представлена возле торговых центов в центральной части города.

Пешеходная зона возле торгового центра Port Artur в Пярну
Пешеходная зона возле торгового центра Port Artur в Пярну. Фото: Андрей Шаванов
Обратите внимание на тактильную плитку. Ее можно встретить почти во всех популярных местах города
Обратите внимание на тактильную плитку. Ее можно встретить почти во всех популярных местах города. Фото: Андрей Шаванов

Безусловно, идеализировать Пярну не стоит, т.к. есть и видимые изъяны. Тут тоже можно встретить заброшенные дома, или же до сих пор не вывезенные кучи снега. Или, например, вот что. На одной из пешеходных улиц в старом центре можно увидеть, какой была эта дорога сотню или даже сотни лет назад. Хоть она, как и другие улицы в старом центре, умощена современной тротуарной плиткой, посреди улицы сохранен фрагмент старинной брусчатки.

Пешеходная улица в старом центре Пярну
Пешеходная улица в старом центре Пярну. Фото: Андрей Шаванов

И если присмотреться поближе, то можно увидеть кое-что, что очень напоминает родные Сумы, и особо забавно смотрится на фоне отлично сохранившейся старинной брусчатки.

Современная плитка vs старинная брусчатка
Современная плитка vs старинная брусчатка. Где-то тихо плачет один владелец завода на Луке. Фото: Андрей Шаванов

Но в целом, Пярну оставляет более чем позитивное впечатление. Количество автобусов-гармошек, обслуживающих город с населением всего в 40 тысяч жителей, просто поражает. Да, для развития в Пярну есть все, что нужно — и популярный курорт, и привлекательный для туристов исторический центр, и важный грузовой порт, и выгодное расположение аккурат между Ригой и Таллином. Но разве ничего подобного нет в украинских городах, причем намного больших по размеру?

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua