В Сумах хотят обрезать маршруты транспорта по-центру: почему это плохая идея?

Недавно на одном из сумских местных каналов состоялась программа «Відверта розмова» и гостем в студии был Валерий Михайлович Семесенко, который позиционирует себя как «эксперт в транспортной сфере, общественный деятель и волонтер».

Гость студии больше 20 минут рассказывал о том, насколько гуманный по отношению к пассажирам является тариф 5 грн за проезд в частных «Рутах», которые с 2017 года стали гордо называться автобусами, и озвучил много аргументов, которые не соответствуют действительности и, возможно, будут разобраны в других статьях позже.

Но сейчас меня обеспокоил один весьма немаловажный момент: в качестве примера «эксперт» привел город Полтаву, в котором тоже недавно приняли решение о повышении проезда в автобусах до 5 грн. При этом г-н Семесенко высказал мысль о том, что в Полтаве, якобы, транспортная схема устроена так, что все маршруты идут не от одной окраины города к другой окраине, а от окраин до центра, и если человеку нужно ехать дальше центра, ему необходимо сделать в центре города пересадку. По словам «эксперта», такая схема, будет способствовать увеличению пассажиропотока на отдельно взятом маршруте от окраины до центра, что будет «сдерживающим фактором для роста тарифов на проезд».

Также по словам г-на Семесенко, 80% пассажиров едут всего половину маршрута, поэтому данная схема, возможно, кому-то бы не понравилась, если нужно ехать от окраины до окраины, но очень понравилась бы тем 80% пассажиров, кому нужно ехать половину маршрута. Вот с этим я не согласен. Да, если взять, например, маршрут троллейбуса №7 в Сумах Химгородок-завод «Центролит», далеко не все едут от Химгородка к заводу «Центролит», но много кому необходимо доехать, к примеру, от остановки «ТРЦ Мануфактура» до ул. Горького. В случае разбиения маршрута в центре это становится очень неудобно и невыгодно.

Я решил немного разобраться, как же на самом деле обстоят дела в Полтаве. Давайте рассмотрим схему троллейбусных маршрутов Полтавы.

Схема троллейбусных маршрутов в Полтаве
Схема троллейбусных маршрутов в Полтаве. Фото: http://transphoto.ru/photo/992795/?gid=1519

Троллейбусные маршруты пролегают через основные густонаселенные районы города, и ни один из них не имеет конечной остановки в центре. Существует два кольцевых маршрута №№5 и 15, которые едут по основной транспортной артерии города, и эти маршруты различаются только направлением движением, т.е. едут навстречу друг другу. Такой себе аналог сумских троллейбусных маршрутов №№15 и 15а, только в Полтаве протяженность составляет примерно 15 км против 6,8 км в Сумах, а также в Полтаве выпуск машин на линию доводит интервал движения до 10 минут на каждом из этих маршрутов против 60-90 минут в Сумах.

Про маршруты маршруток и автобусов мы можем узнать благодаря сервису EasyWay. Там же, впрочем, есть данные и про маршруты «рогатых». Анализ показывает, что из 64-х автобусно-маршрутных маршрутов порядка 12 ездят до центра. Но только 3 из них имеют протяженность 4,5-6 км. Остальные из этих 12-ти маршрутов довозят пассажиров из дальнего частного сектора, а также ближнего пригорода к центру или ближайшей транспортной артерии, и протяженность маршрутов из таких районов составляет от 8 до 13 км, что соответствует протяженности длинных сумских троллейбусных (и автобусных тоже) маршрутов из одного конца города в другой (например, №№1, 5, 7, 10а). В Сумах ведь никто не претендует чтобы, например, без пересадки доехать от Басов до ул. Роменской или из Косовщины на Веретиновку?

Не так давно из уст наших властей, а также руководства КП СМР «Электроавтотранс» звучала мысль о необходимости построить разворотное кольцо для троллейбусов в центре для того, чтобы обрезать по центру городские троллейбусные маршруты. Может быть, нас с помощью данного «эксперта» потихоньку подготавливают к воплощению такой дурацкой затеи, которая заберет остаток «платных» пассажиров в маршрутки, которые ездят по смежным направлениям? Ведь маршруты троллейбусов можно без проблем поменять, а маршрутки будут ездить так, как ездят сейчас как минимум до следующего транспортного конкурса.

Поделитесь записью!

Сергей Буданов

Сергей Буданов

Блогер