Общественный транспорт Хельсинки: как и на чем ездят в городах, удобных для жизни

Город, который ориентирован на людей, а не на автомобили, невозможно себе представить без развитой системы общественного транспорта, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей его жителей, что позволяет ограничить использование личного автомобиля.

Население Хельсинки составляет около 650 тысяч человек. И если в украинских городах, население которые даже больше, чем у финской столицы, таких как Днепр, Львов и Запорожье, основным видом общественного транспорта остаются маршрутные микроавтобусы или «автобусы» малой вместимости, то в Хельсинки, кроме обширной сети автобусных маршрутов и полностью покрывающей центральную часть города трамвайной сети, присутствует метрополитен, а также система электричек для отдаленных районов и пригородов.

Проезд в общественном транспорте Хельсинки действительно намного дороже, чем проезд в тех же сумских желтых рутах. Так, разовый билет, при покупке у водителя, обойдется в 3.20 евро. Личный же месячный проездной, действующий на все виды городского транспорта, стоит 54.70 евро. Но так ли это много, если учесть то, что средняя зарплата после вычета налогов в Хельсинки составляет примерно 2500 евро?

Кроме разового билета и месячных проездных, пассажирам в Хельсинки, а также всей столичной агломерации, предложено широкое тарифное меню, о котором подробнее можно прочитать на сайте HLS — хельсинкского транспортного управления, обеспечивающего работу общественного транспорта в столичном регионе. Так, идеальный вариант для туриста — проездной на 1 день за 9 евро. Кроме всех видов городского общественного транспорта, этот проездной, как и другие хельсинкские проездные, действует также на муниципальные паромные линии, среди которых есть и паром на популярный у туристов остров-крепость Суоменлинна.

Паром на остров-крепость Суоменлинна.

Кроме специальных пунктов продажи, купить билеты можно в многочисленных билетных автоматах. На фото ниже — автомат на ближайшей к хельсинкскому порту трамвайной остановке. Паром из Таллина только прибыл, потому желающих купить билеты хоть отбавляй.

Очередь возле автомата по продаже билетов.

А вот так выглядят хельсинкские трамваи.

Трамваи Škoda Artic на остановке в центре Хельсинки. Именно такие машины, массово закупленные в последние годы, составляют основу парка.
Трамвай Škoda Artic.
Валидатор и салон в хельсинкском трамвае. Обратите также внимание на дизайн кресел — на спинке каждого из них фирменный узор и слово Helsinki.

Теперь немного про хельсинкские автобусы. Но автобусы ли это? Ведь судя по официальному порядку остановки этих транспортных средств они полностью попадают под принцип работы украинского маршрутного такси.

Чтобы остановить автобус, махните рукой — гласит инструкция в павильоне хельсинкской остановке.

Мир необычен и удивителен. На фото, представленных ниже, маршрутные такси, которые пассажиры останавливают взмахом руки. В Сумах же, если кто забыл, уже почти как 2 года нет маршруток. А желтые руты — это автобусы общего пользования. Да и вообще Сумы — прекрасный город для жизни, во всяком случае, по мнению нашего националистически настроенного представителя в Верховной Раде, в том числе потому, что ведь почти весь транспорт на метане. Но вернемся в Хельсинки и прокатимся на неметановой маршрутке.

Когда там она по расписанию? Да когда угодно, даже в 4 часа утра.
Как останавливать хельсинкскую маршрутку. Фото: Александр Мироненко
Собственно сами маршрутки. Производства Volvo, VDL, Solaris. 12 и 15-метровые.
И вот как выглядит их салон.

На трамваи посмотрели, на маршрутках покатались — теперь спускаемся в метро. Перед нами, на минуточку, самая северная в мире система метрополитена. И хоть она включает в себя лишь одну линию, разделенную на две ветки, система метрополитена финской столицы является ключевой для городских поездок ее жителей, так как соединяет центральную часть столицы не только с ее основными спальными районами, но и с городом-спутником Эспоо (благодаря новому участку линии, открытому в прошлом году).

Станция метро на окраине Хельсинки. Как и в Украине — вокруг станции метро полно различных торговых точек, заведений фаст-фуда. Но вокруг — образцовая чистота, да и выглядит все очень чинно.
Чинно и чисто выглядят даже бесплатные туалеты, которые есть на каждой станции метрополитена. Да и само наличие таких мест в свободном доступе  — отличный плюс для комфортности городской среды.
Станция метрополитена: вид с эскалатора.
Цифровое табло показывает время отправления ближайших поездов.
В салоне вагона состава М100, выпущенного примерно в начале 80х.
А это уже пример более современного состава М200, отличающегося наличием межвагонных переходов. Кстати, со временем М100 и М200 планируют заменить составами М300, которые могут управляться без машиниста.
На конечной и самой северной станции Mellunmäki. Обратите внимание на полное отсутствие барьеров при входе в вагон. Кроме наличия на всех станциях метро лифтов, на них также отсутствуют турникеты. Потому с точки зрения доступности в Хельсинкском метрополитене сложно найти недостатки.
А это фото было сделано в одном из торговых центров — из которого можно спуститься прямо на станцию.
Фото со станции Kamppi, самой глубокой станции Хельсинкского метрополитена. Она находится на глубине 30 метров от поверхности земли.
Эскалатор на одной из станций в центре Хельсинки.

Пожалуй, на этом фото с поднимающегося вверх эскалатора, освещенного неоновыми огнями, и буду завершать хельсинкский обзор. Общественному транспорту столицы Финляндии таки есть, чем удивить гостей города, но в целом он оставляет о себе очень теплые, я бы даже сказал ламповые, ощущения. Все именно так, как должно быть — ездить можно не только безопасно, предсказуемо и комфортно, но и просто с наслаждением. Наслаждаясь как отлаженной работе системы в целом, так и множеству приятных мелочей.

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua