Электронный билет в Сумах: шаг вперед или имитация реформ?

Городская власть в Сумах решительно продвигает идею внедрения е-билета в коммунальном транспорте. И хотя на данный момент проекта решения горсовета о выделении денег на эти цели еще нет, он предположительно появится в ближайшее время до следующей сессии горсовета.

Подобные инициативы стали массовым трендом в стране после принятия в январе этого года закона №4121 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте».

Так, еще в январе секретарь горсовета Андрей Баранов на форуме «Суми — місто розумних?» презентовал программу внедрения электронного билета. Примерная стоимость тогда была озвучена в размере 20 млн. грн. Секретарь горсовета четко ответил, что программа коснется лишь коммунального транспорта, в то время как доминирующий в городе транспорт — маршрутки, будет подключен к программе, с его слов, «в третью очередь».

 

Уже на волне противостояния вокруг маршруточного конкурса в конце февраля мэр города в комментарии СМИ заявил о том, что одним из путей решения проблемы он видит внедрение электронного билета, опять таки, только в коммунальном транспорте. Каким образом это решило бы проблемы, например, низкой вместимости транспорта частных перевозчиков или же присутствия в их парке возрастных транспортных средств, которые собственно и стали причиной общественного недовольства условиями проводимого конкурса, он не уточнил.

 

Электронный билет – удобная вещь в РАЗВИТОЙ системе общественного транспорта. Так, в столице Эстонии Таллинне единый электронный билет работает для всех видов городского транспорта, что очень удобно для пассажиров. В Украине же нет систем даже близких к уровню развития транспорта в Таллинне. Более того, например, в Сумах город не может даже ввести единый билет и проездные для коммунальных автобусов и троллейбусов.

Карта электронного билета в Таллинне
Карта электронного билета в Таллинне, фото: Андрей Шаванов

Тем не менее, в ряде городов коммунальный транспорт занимает значительную долю в рынке городских перевозок, потому вопрос контроля и ликвидации «черного кеша» является для них актуальным. Кроме эталонной Винницы, в Житомире, где ежедневно на маршруты выходит более 100 троллейбусов, система электронного билета для коммунального транспорта сейчас в процессе активного внедрения. На это, по словам заместителя мэра Житомира по вопросам инфраструктуры Дмитрия Ткачука, выделили 9,8 млн. грн.

В Сумах на данный момент доля коммунального транспорта  в перевозках платных пассажиров весьма незначительна. Например, на графиках, которые публиковались при презентации бюджета на 2016 год, указывалось, что только около 40% пассажиров перевозят троллейбусы и коммунальные автобусы.

Фото: Александр Мироненко

При этом в расчетах новых тарифов указывается, что лишь треть пассажиров КП «Электроавтотрнса» являются платными пассажирами (около 14% от всех перевозок в городе). Практически такая же доля платных пассажиров — 13% — перевозилась коммунальным транспортом и в 2008 году, о чем свидетельствует отчет тогдашнего мэра Геннадия Минаева.

Учитывая этот факт возникает вопрос о целесообразности анонсированных трат в размере 20 млн. грн. на контроль 13% платных пассажиров в городе. Если такие вложения в е-билет делаются с целью решить вопрос контроля сбора выручки, учета пассажиропотока и избавления от «черного кэша», то как быстро экономия от подобных инвестиций окупит изначальные затраты? Более того, в коммунальном транспорте, в отличии от маршруток, пассажиры получают билеты. Если для города так важны указанные вопросы, то начинать нужно именно с маршруток, доля которых в разы больше, а механизмов учета пассажиропотока в них просто нет: билеты не выдаются пассажирам, во всяком случае пока те сами не попросят про их выдачу водителя.

Общественный транспорт, как и здравоохранение, образование, охрана правопорядка – такая сфера городской жизни, которая должна быть направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей громады города. Именно при наличии безопасного и предсказуемого общественного транспорта население может эффективно заниматься своей деятельностью, а также вести экономически активную жизнь, непременно связанную с перемещениями по городу. Но какой транспорт мы имеем сейчас в Сумах?

Полное отсутствие автобусов со 100% низким уровнем пола, лишь 14 троллейбусов, в которых нет ступенек, маршруты-призраки, на которых интервалы движения могут составлять час и выше, неудовлетворительное состояние частного транспорта и практически полное отсутствие любого транспорта в вечернее время за исключением такси в большинстве районов города.

Есть целый ряд направлений работы, которые куда эффективнее, чем внедрение электронного билета, помогут приблизить транспортную систему к ожиданиям громады.

Например, покупка автобусов большой вместимости со 100% низким уровнем пола. Петиция в поддержку этой инициативы побила все рекорды в Сумах по количеству полученных подписей.

К тому же может получиться весьма странная ситуация, когда на покупку коммунального транспорта и повышения уровня его безопасности и комфорта у городской власти не окажется денег, но на меры, способствующие исключительно учету и контролю при текущем неудовлетворительном качестве перевозок, деньги будут выделены.

Не стоит забывать и про троллейбусы, а точнее проблему дефицита водителей. Троллейбусная сеть города покрывает все основные районы города, но при интервале движения троллейбуса раз в час и реже, жители многих районов совсем не ощущают ее преимуществ.

Сейчас проходит тендер на покупку 4 новых троллейбусов. А кроме них город может получить еще 22 машины за счет международного кредита от Европейского инвестиционного банка. Но без значительного увеличения числа водителей при получении новой техники КП «Электроавтотранс» просто поставит, пусть старые, но еще работоспособные машины, под забор, оставив ежедневный выпуск троллейбусов практически на прежнем уровне, как это произошло после получения 12 новых троллейбусов в 2015 году.

Чтобы этого не допустить, нужно обеспечить увеличение количества обучающихся на курсах водителей троллейбуса. А сделать это можно, например, путем открытия учебных классов в ПТУ, принадлежащих городу, или направлением водителей на курсы в другие города, как это сделали в Кропивницком.

Также есть еще немалое количество троллейбусов, требующих ремонта. Кроме троллейбусов, модернизации и реконструкции требуют и контактные сети, которые в последние годы, в виду своей изношенности, регулярно обрываются, приводя к аварийным ситуациям и заторам в движении троллейбусов.

Троллейбус в Сумах, произошло короткое замыкание. Фото: Вадим Лысый

Учитывая изложенное выше, внедрение электронного билета в Сумах поможет решить некоторые вопросы общественного транспорта в Сумах, но эти вопросы не являются первоочередными. Е-билет никак не решит проблему протекающих крыш в маршрутках, старых троллейбусов, в которых страшно ездить, длительных интервалов коммунального транспорта и практически полного отсутствия остановок, отвечающих стандартам.

Поэтому средства необходимо инвестировать в решение первоочередных проблем, а уже потом заниматься решениями, которые украшают работу системы.

Большой низкопольный автобус на узкой улочке в Вене. Фото: Александр Мироненко

А вот уже после всего этого, равно как и после внедрения системы онлайн-мониторинга ВСЕГО городского общественного транспорта, можно внедрять электронный билет опять таки во ВСЕМ городском транспорте. И это будет отличной вишенкой на великолепном транспортном торте, который нужно начинать готовить уже сейчас.

На первом фото изображен электронный билет и валидатор в Вильнюсе. Фото: Delfi.lv

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua