Транспортный конкурс в Сумах: почему все плохо

Транспортный конкурс, который попытались провести в Сумах 24 февраля, уже в понедельник может получить победителей. Однако для пассажиров он принесет лишь разочарования и станет отправной точкой для дальнейшей деградации системы общественного транспорта в городе на ближайшие 5 лет.

Вся суть заключена в решении Исполкома Сумского горсовета №473 от 6 сентября 2016 года «Об организации проведения конкурса по перевозкам пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования в г. Сумы».

Например, если по итогам прошлого конкурса 2011 года на улицы города вышли сотни новых транспортных средств, то теперь от маршрутчиков требуется использовать автобусы, которые находятся в «надлежащем техническом и санитарном состоянии».

Похожие требования городские власти предъявляли к частным перевозчикам во время повышения тарифа с двух до трех гривен, однако что такое «надлежащее» состояние горожане видят каждый день. Более того, в отличие от прошлого конкурса, в течение этого «соревнования» не проводился массовый публичный осмотра транспорта, а значит пассажиры вновь могут увидеть на линиях автобусы с протекающей крышей или убитыми салонами.

Помимо этого, к конкурсу допускаются транспортные средства, имеющие стандарт двигателя Евро-2, который введен в Евросоюзе еще в 1995 году. Даже в Украине Верховная Рада на законодательном уровне с 1 января 2013 года запретила производство и импорт в страну транспорта с двигателями стандарта ниже Евро-3, а с 1 января 2016 года любой двигатель должен соответствовать стандартам Евро-5. Т.е. городские власти допустили использование транспорта, производство которого запрещено более четырех лет назад!

Среди «новаций», предложенных на данный транспортный конкурс – снижение требований к размеру автобусов. Если в прошлый раз на маршрутах, номера которых начинаются с 51, допускались только транспортные средства вместимостью не менее 40 человек, то теперь на любой из линий перевозчик может официально использовать Руты – планка вместимости снижена до 23 мест.

Также полностью будет отменен режим «маршрутное такси». Таким образом, маршрутки теперь будут обязаны останавливаться только на троллейбусных и автобусных остановках. С одной стороны при сохранении уровня тарифа это лишит сумчан возможности выйти или сесть в маршрутку там, где необходимо, с другой – увеличит заторы на официальных остановках, усложнив жизнь троллейбусам в местах массового скопления маршрутов.

Условия конкурса не требуют от участников публичной трансляции в интернет информации о местоположении транспорта по данным GPS-датчиков, а значит где и какая маршрутка находится на карте, пассажиры вряд ли увидят вновь.

Не упростит проведение конкурса передвижение в городском транспорте мам с маленькими детьми на колясках и людей с ограниченными физическими возможностями. От перевозчиков вообще не требуется использование на маршруте низкопольного транспорта, который уже давно стал стандартом в Европе. Достаточно выставить на линию лишь один автомобиль, который специально оборудован и имеет соответствующий сертификат, что в трактовке украинского законодательства допускает изображенное на фото ниже.

В результате после проведения конкурса вместо улучшения мобильности, люди с ограниченными физическими возможностями и мамы с детьми по-прежнему будут испытывать проблемы с передвижением по городу с помощью общественного транспорта.

Обращает на себя в документе и тот факт, что будет сохранено фактически «паразитирование» частного транспорта на коммунальном, которому, видимо, отдали на откуп перевозку льготных категорий населения. Иначе как назвать полное сохранение действующих маршрутов, в том числе №6 «Химгородок-Ковпака», который практически полностью дублирует маршрут троллейбуса №7 или маршрута №14, дублирующего маршрут троллейбусов №3/4.

Транспортный конкурс, как показал опыт других городов, может улучшить транспортное сообщение в городе и поднять комфорт перевозок. Ведь согласно пункту 10. Постановления Кабмина №1081 о порядке проведения конкурса, организатор, т.е. Исполком, может утверждать дополнительные требования кроме обязательных. А это может быть и требование по вместимости, наличию низкого пола, обязательной трансляции информации GPS-приемников в открытом доступе и т.д.

Однако, судя по тому, какие условия городские власти выставили к конкурсантам, мы получим только консервацию нынешнего положения на срок до пяти лет — до следующего конкурса.

Поделитесь записью!

Александр Мироненко

Транспортный журналист. Изучает развитие городского транспорта с 2007 года