Транспортная война в Сумах: контролеры против пассажиров

Уже не первый месяц в СМИ и социальных сетях можно встретить информацию о фактически настоящих войнах контролеров КП «Электроавтотранс» с пассажирами, особенно в коммунальных автобусах.

На первый взгляд, все кажется однозначным — пассажир ехал без билета, должен заплатить штраф. Вот только часто оказывается, что за проезд человек передал, а билет назад не получил. И в подобной ситуации почему-то оказывается виноватым пассажир, который помимо оплаты проезда еще должен выгрызать положенный ему билет.

Я сам сталкивался с жалобами пассажиров, которые оплатили за проезд, но вынуждены были добиваться от водителя выдачи положенного талона. А что делать в случаях, когда транспорт переполнен и нет возможности подобраться к водителю? Усугубляет проблему конструкция несовременных маленьких автобусов, которые КП «Электроавтотранс» закупает в последние годы. Эти транспортные средства имеют накопительную площадку сзади, а вход на передние двери у большинства купленных автобусов узкий, со ступенькой. Пассажира фактически уже на старте загоняют назад — откуда он не может пробраться к водителю, который, видимо. злоупотребляет сложившейся ситуацией и может просто не передать обратно билет, ведь пассажир вряд ли к нему доберется через переполненный салон. На выходе получаем ситуацию — пассажир заплатил за билет, не получил билет, контролеры потребовали оплатить штраф в размере 20 поездок.

В итоге, казалось бы хорошая инициатива по контролю за зайцами превратилась с сеансы унижений пассажира. Он должен:

  1. протиснуться в забитый транспорт,
  2. попытаться добраться до водителя через ступеньки и забитый салон,
  3. добиться от водителя выдачи билета,
  4. наконец-то вздохнуть с облегчением.
Перегруженный автобус Атаман А092Н6 в Сумах. Фото: Александр Мироненко
Перегруженный автобус Атаман А092Н6 в Сумах. Фото: Александр Мироненко

При этом водитель ничего не должен и не обязан — его никто не оштрафует за то, что он не передал положенный пассажиру билет обратно.

Из-за чего возникла такая ситуация?

  1. Из-за отсутствия кондукторов в салоне,
  2. из-за невозможности покупать билеты заранее и компостировать их с помощью обычных компостеров-дыроколов,
  3. из-за несовременной и неудобной конструкции автобусов, где пассажир, который не купил заранее билет, не может через широкие двери без ступенек сразу попасть к водителю, а вынужден идти на накопительную площадку сзади,
  4. из-за несовершенства альтернативного вида оплаты по QR-кодам, когда этих кодов или нет в транспорте, они не считываются с первого раза или их в принципе невозможно считать из-за загруженности транспорта.

Решаемы ли эти проблемы? Установить компостеры-дыроколы можно за неделю, как и наладить продажу билетов заранее. В идеале же стимулировать пассажиров закупать многоразовые проездные, но для этого проездные должны быть такими же выгодными, как и проездные на троллейбус, а сумские коммунальные автобусы должны перестать быть фантомами с временем ожидания полчаса и более на большинстве маршрутов. Пока же добро пожаловать на очередной сеанс унижения.

Поделитесь записью!

Александр Мироненко

Обозреватель transport.sumy.ua

  • Olga Loag Sincler

    Какая-то излишне агрессивная позиция в статье по отношению к контролерам, как по мне. Контроллеры тоже, чай не экстрасенсы, и если им не показали билет — они должны предположить, что проезд не оплачен. «пассажир.. должен выгрызать положенный ему билет». Ох как эмоционально. Не выгрызать, а требовать. Вообще-то талоны почти всегда нормально передают. А если водитель «забыл» передать — можно и крикнуть пару раз, благо автобус маленький 🙂 Помогает. Ну или стараться на переднюю площадку заходить и лично платить.
    Насчет агрессивных контролеров — не знаю, не попадались (может просто везло). Те, которых я видела, наоборот весьма корректно разговаривали. В начале проверки, кстати, предупреждали всех и спрашивали — нет ли необилеченных. Тут как по мне скорее контролеров пожалеть можно, поскольку каждый второй пенсионер до сих пор начинает песню: «да что, по мне не видно, что я пенсионер?..», а каждый третий школьник оставил ученический билет дома (но талон он, почему-то, не забыл купить льготный).

    На счет дыроколов — да ну, ерунда это все. Будет как в советское время: прокомпостировал — и ездишь с билетом, пока не истреплется от старости или контролеры не отберут. Если ставить компостеры — то электронные, с указанием времени компостирования талона.