Депутат: сегодняшняя ситуация в Сумах в сфере транспорта неудовлетворительная

Фракцию «Самопомощь» в Сумском горсовета называют одним из участников правящего большинства, которое совместно с «родной» фракцией для мэра Сум Александра Лысенко «Батькивщина» формирует текущую политику в городе. О том, как политсила видит нынешнюю транспортную ситуацию в городе и намерена ли ее исправлять в блиц-интервью рассказала уполномоченный член фракции «Самопомощь» Ирина Рыбальченко.

Transport.sumy.ua: Ранее голова фракции “Самопомощь” в Сумском горсовете заявил, что общественность города не должна мириться с тем, что мы стали заложниками владельцев маршруток. Как вы сейчас оцениваете ситуацию с транспортом в городе Сумы?

Ирина Рыбальченко: В конце декабря 2015 года была принята городская программа по коммунальному транспорту, и мы ее поддержали. Сегодняшняя ситуация в сфере транспорта неудовлетворительная. Люди постоянно жалуются, обращаются на то, что добраться на работу, до больницы, школы и детского садика очень сложно: это и графики движения, и непостоянное движение маршруток и троллейбусов. Но люди, которые знают графики, с удовольствием пользуются услугами особенно новых троллейбусов. Люди готовы платить за хорошие услуги и пользоваться именно коммунальным транспортом, а не маршруткой. Когда перед пассажиром выбор — новый троллейбус или старая маршрутка, он выбирает троллейбус, особенно низкопольный. И это общая тенденция, которая наблюдается в городе — люди, которые пользуются хорошим коммунальным транспортом, выражают свое удовлетворение, поддерживают и говорят: было бы хорошо, чтобы новых троллейбусов было больше в нашем городе.

Transport.sumy.ua: Согласно городской целевой программе город должен был купить на протяжении 2016-2018 годов 49 троллейбусов, но куплено пока только четыре. То есть недостаток составляет 45 единиц. Планируете ли вы фракцией вносить предложения в проект бюджета, чтобы за средства местной казны приобрести троллейбусы, которые нравятся жителям города?

Ирина Рыбальченко: Мы обсуждали этот вопрос и хотели бы, чтобы новые троллейбусы были в нашем городе, но есть некоторые моменты. Плановый бюджет развития 2018 года очень ограничен и составляет около 300 млн. грн. Если мы купим по 5 млн. 45 троллейбусов, мы полностью его исчерпаем. Бюджет развития идет не только на транспорт, но и на другие цели. К этому вопросу нужно подойти комплексно, т.е. нельзя говорить, что купим на все деньги коммунальный транспорт. Да, программа не выполнялась — это факт. Да, не были использованы выделенные на транспорт деньги, которые пошли в экономию бюджетных средств по году. Это вопрос к распорядителю средств, почему не использовали деньги вовремя. Тут должна быть ответственность распорядителей бюджетных средств. Мы поддерживаем программу: на этот год заявлено про покупку 10 троллейбусов. Мы будем поддерживать покупку 10 троллейбусов на 2018 год.

Мы положительно рассматриваем вопрос относительно кредита Европейского инвестиционного банка, меморандум по которому уже подписан. Если мы сделаем простейшие расчеты — это выгодный вариант. 4 млн. евро (или 125 млн. грн.) на 22 троллейбуса за два года, 2% годовых, 5 лет льготного периода без уплаты процентов. При наличии условия досрочного погашения, если мы за 5 лет выплатим 5 раз по 25 млн — то нам вообще не придется платить проценты. Но это на основании простейших расчетов — вопрос нужно отрабатывать и дорабатывать, рационально подойти к нему и учесть все нюансы (этим будет заниматься КП «Электроавтотранс»).

Transport.sumy.ua: Не могли бы Вы уточнить: вы поддерживаете и программу и кредит. За счет чего планируется закупать 10 троллейбусов, о которых Вы говорили раньше, имеются в виду троллейбусы в счет кредита, или всё-таки дополнительно предлагаете выделить деньги из бюджета в следующем году?

Ирина Рыбальченко: Мы рассматриваем вопрос, это было бы неплохо, 10 троллейбусов выделить дополнительно из местного бюджета. Но опять таки, нужно учитывать другие потребности — наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Мы живем в условиях ограниченности ресурсов, как материальных, так и кадровых, например. У того же «Электроавтотранса» проблема с недостатком персонала, даже закупив все 45 троллейбусов, мы можем столкнуться с проблемой, что их некому будет водить. Плюс проблемы с троллеями — выдержат ли они увеличенную электрическую нагрузку, что у нас с дорогами, с разъездными путями? Вот эти все моменты: технические, материальные, кадровые, человеческий фактор нужно учитывать. Людей нужно привлекать, чтобы они работали, нужно учитывать тот фактор, чтобы у них была зарплата больше. Мы очень бы хотели, чтобы в нашем городе как и в Киеве, Львове, Харькове, Днепре основные транспортные ветки покрывались коммунальным транспортом, а частные маршрутки использовались на окраинах, где отсутствует троллея или трамвайные пути. И мы должны стремится к этому и рассматривать вопрос комплексно.

Transport.sumy.ua: Относительно 10 троллейбусов за счёт бюджета… Будет ли ваша фракция выносить вопрос на голосование, и будете ли обсуждать с другими фракциями? И второй вопрос — зарплата водителей: планируете ли как-то стимулировать водителей путем, например повышения зарплат за счет субвенции для коммунального предприятия?

Ирина Рыбальченко: Сейчас все компенсация проезда льготников, основная масса которых ездит в коммунальном транспорте, финансируется за счет местного бюджета. Местный бюджет у нас один, и нужно четко понимать, какие возможности мы имеем, и на что нам можно рассчитывать. Однозначно мы еще будем обсуждать этот вопрос с нашими коллегами по другим фракциям, с КП “Электроавтотранс” и департаментом финансов, департаментом инфраструктуры. Мы хотим. Но то, что мы хотим, и то что возможно… Мы хотим, чтобы максимально были покрыты коммунальном транспортом наши маршруты, чтобы люди могли пользоваться и нормально доезжать до работы, до детского садика, школы, больницы, чтобы по городу жители перемещались без проблем.

Расшифровку интервью выполнил Максим Корниенко

Видеоверсия интервью ниже

Поделитесь записью!

Александр Мироненко

Транспортный журналист. Изучает развитие городского транспорта с 2007 года