Европейская инфраструктура в мелочах, или каким должен стать город Сумы в будущем
В данной статье я хотел быть поделиться своим взглядом на путь развития города Сумы в сфере инфраструктуры. Те из украинцев, которые впервые посетили ЕС, могли почувствовать огромный контраст между европейскими и украинскими городами. Первое, что бросалось в глаза – это аккуратность и чистота улиц, уютность зон отдыха, удобный общественный транспорт, подчеркнутая архитектура даже в тех городах, где ее минимум, а также большая куча мелочей, которые создают максимальный комфорт всем жителям.
После реформы децентрализации, когда бюджеты украинских городов увеличились в несколько раз, появилась прекрасная возможность начать строить городскую инфраструктуру по европейскому образцу. Но, как показало время, даже наличие больших денег еще не означает получение положительного результата в данном вопросе, так как европейские идеи в Сумах зачастую выполняются или с ненадлежащим качеством или с различными недоработками.
Начнем с того, что в Европе нет такого понятия, как закрыть глаза на «мелочи» при строительстве и планировании, так как именно маленькие детали и создают большую разницу между Украиной и Европой. Поэтому у них очень сложно увидеть что-либо сделанным «некачественно» или «недоработанным». Создается ощущение, что менеджеры города пытаются построить свой город настолько комфортным, чтобы жители и не подумали с него куда-либо уезжать.
Объездив несколько стран ЕС, поймал себя на мысли, что небольшие городки с населением даже в 30-50 тысяч человек имеют все то же самое, что и столица их страны: идеально ровные дороги, тротуары и велодорожки, идентичные супермаркеты, строительные гипермаркеты, развлекательные центры, стадионы, спортивные арены и комфортный общественный транспорт. Благодаря такому подходу эти города выглядели не хуже, а в некоторых аспектах, даже лучше своих разрекламированных столиц.
А теперь перейдем к самому интересному – к упомянутым выше деталям, которые делают Европу Европой:
Начнем со спусков с тротуаров на проезжую часть, которые должны быть по всей ширине спуска для удобного, быстрого и безопасного перемещения нескольких пешеходов одновременно без всяких препятствий в виде торчащих бордюров, об которые пешеходы имеют риск спотыкнуться и попасть под колеса автомобиля. На наших переходах приходиться постоянно прыгать по бордюрам или через лужи, которые после дождей постоянно появляются в том месте, которое городские чиновники называют спуском с тротуара.
А вот так в Европе выглядят тротуары с велодорожками. Пешеходы и велосипедисты не мешают друг-другу, при этом движение велосипедистов происходит по продуманным маршрутам.

В то же время сумские велодорожки, которые начали массово создаваться в 2017 году, начинаются из ниоткуда и завершаются в никуда, а также имеют опасные препятствия для велосипедистов в виде поднятых бордюров. Детальнее читайте в обзоре: В Сумах начали строить велодорожки: что получат велосипедисты?
На следующем коллаже наглядно продемонстрировано, как пражский муниципалитет урегулировал размещение рекламы на домах. Мы видим рекламу заведений в едином размере и на одной высоте, что придает улице и дому аккуратный эстетичный вид. Дом же на фото в Сумах больше напоминает какую-то доску объявлений, безвкусно и наляписто залепленную рекламой. Хотя, в плане архитектуры, дом ничем не уступает домам в Праге, но, именно из-за беспорядочно размещенной рекламы, его самого просто не видно.
Далее обращу ваше внимание на общественный транспорт в польском городе Катовице, который по размеру и населению немногим более Сум (без учета агломерации). Большие сочленённые автобусы на 150 человек являются одним из основных видов транспорта, которые прибывают всегда вовремя по расписанию с частотой раз в десять минут. Но такое явление некоторые сумские депутаты считают неправильным, заявляя, что большие автобусы в Сумах не нужны, так как они будут возить «воздух». Тоесть, в их понимании общественный транспорт должен ВСЕГДА ездить набитый людьми, как шпроты в банке. Но в Европе нет такой загруженности транспорта даже в часы пик, так как их общественный транспорт — большого размера, главная задача которого не обеспечивать прибыльность, как маршрутки, а комфортно, и прогнозируемо перемещать людей по городу.
Данное фото с автобусом, вместительностью в 150 пассажиров, также наглядно демонстрирует маневренность крупногабаритного транспорта как ответ на заявление одного из депутатов горсовета, что «большие автобусы не развернуться в таком (видимо, по его мнению, маленьком) городе как Сумы». Примечательно, что гармошки массово используются даже в небольших городах, которые в 2-3 раза меньше Сум, например в Усти-над-Лабем (население 93 тыс. человек), Злине (75 тыс. человек), или Ческе-Будеёвице (95 тыс. человек)
А вот такой формат имеют даже старые остановки в Европе на примере Гданьска. На них по-умолчанию есть урна, информационный стенд с расписанием по каждому маршруту, довольно широкие стенки и крыша павильона, которые позволяют укрыться от непогоды. Обращу ваше внимание на стандарт расписания в Европе. Оно, в отличие от расписания в нашем городе, подается отдельно для каждого маршрута. Время прибытия транспорта отображается в формате часа и минут, которые расположены в один столбец или ряд. В расписание также включен маршрут конкретного транспортного средства с описанием названий ключевых пунктов маршрута или остановок.
Обратите внимание и на отсутствие преград на перроне — он полностью ровный.

В то же время в Сумах в 2017 году начали реконсруировать остановки, но вместо создания безбарьерного пространства, новый перрон оказался не ровным и находится выше старого тротуара, из-за чего появилась ступенька, которой не было до реконструкции. Эта ступенька может стать миной замедленного действия, ведь пассажир, спешащий на транспорт, может споткнуться о нее и влететь прямо под колеса.


Далее рассмотрим, каким образом должны быть расположены линии электропередач. В Европе все провода стараются максимально убрать под землю по причинам безопасности, а также улучшения эстетичного вида города. На фото можете увидеть, как неприглядно выглядит дом даже с такой хорошей архитектурой, когда перед ним висит лапша из проводов. Особо неприятный тот факт, что на этой улице недавно проводился капитальный ремонт тротуаров, и никто из чиновников даже не задался данным вопросом.
В продолжения темы капитального ремонта тротуаров обращу внимание на то, каким образом должны быть огорожены зоны проведения данных работ. В Европе в этом случае пешеходам предоставляют зону для обхода на проезжей части, которую заблаговременно огораживают забором. Таким образом, работники и пешеходы не мешают друг другу. В Сумах данная деталь учтена не была, что привело к большим неудобствам пешеходов во время выполнения работ на улице Набережная речки Стрелки.
Также городской эстетике придают вид защитные металлические столбики, расположенные на тротуарах, которые окрашены в стильный черный цвет и идеально вписываются в городскую архитектуру в отличие от громоздких бетонных «таблеток», которые, к сожалению, начали приживаться в Украине.
Что еще так отличает город Сумы от европейских городов, так это дизайн новостроек. Хотелось бы, чтобы все застройщики шли в ногу со временем и строили дома, которые хоть чем-то отличаются по дизайну от спичечных коробков, строящихся еще во времена Советского Союза. Ведь также благодаря новостроям наш город может приобрести свое новое европейское лицо. Прекрасным примером может служить новострой, построенный в историческом стиле на улице Петропавловская, который по-настоящему украсил улицу. Но этот дом является скорее исключением из правил, чем закономерностью в нашем городе.

А вот такой вид, как на фото, могут иметь даже советские панельки в нашем городе. Чехи и поляки во время оккупации Советским Союзом также имели такую «честь», как строительство в их городах новых домов по «советскому» образцу. Но после падения Варшавского блока они смогли максимально преобразить безвкусные панельки с помощью достройки мансардных и вальмовых крыш из красной черепицы, а также окраской домов в приятные глазам цвета. Также уделю внимание расцветке стен в подъездах этих домов, где напрочь отсутствуют режущий глаза ярко синий, зеленый или оранжевые цвета. Стены в них окрашены с потолка до пола в мягкий светлый цвет, благодаря которому подъезд не напоминает коридор психбольницы.
А вот этот вопрос затрагивается в Сумах уже на протяжении последних нескольких лет, только воз и ныне там. Раздельный сбор мусора, который стал обыденным делом в Европе, никак не внедрится в нашем городе. Мы так и продолжаем закапывать миллионы в землю в прямом и переносном смыслах, в то время когда европейцы, благодаря использованию сортировочных линий на мусороперерабатывающих заводах, производят готовую продукцию из выкинутого пластика, картона, стекла и даже покрышек. Создается впечатление, что во многих городах в Европе вообще почти ничего не выбрасывается на мусорный полигон, а максимально используется для вторпереработки. Так во всех супермаркетах стоят автоматы для приема пивных банок и бутылок, к которым европейцы, не стесняясь, ящиками привозят опустошённую тару. Также хотелось бы в нашем городе наконец-то увидеть и такую современную технику, ежедневно убирающую тротуары города. Это было бы в разы эффективней, чем поставить дворника с китайской пластмассовой метлой живя, в 21 веке, не правда ли?

Пройдемся по полезным деталям, которых в Сумах пока еще нет. В Европе карманы для остановки общественного транспорта часто замащивают брусчаткой соответствующего размера, которая гораздо устойчивей к нагрузкам, чем асфальт, и менее подвержена продавливанию. Подобная проблема на сумских остановках довольно актуальна, и является вполне обычным явлением.
Еще одна деталь, которая бросилась в глаза – это водосточные системы, которые направляют дождевую воду с крыш домов напрямую в канализацию или на дорогу, минуя тротуар. Данное «благо цивилизации» также можно освоить и менеджерам нашего города во время капремонтов тротуаров, чтобы вода во время дождя не отводилась прямо под ноги пешеходов, создавая им определенные неудобства.


Мы разобрали основные параметры городской инфраструктуры, которые, по моему глубокому убеждению, делают жизнь людей очень комфортной. И если украинское общество и вправду хочет жить как в Европе, то необходимо просто начинать ее строить у нас, используя их стандарты, согласно которым все строиться на долгие годы, чтобы следующие поколения могли видеть результат работы их родителей. Святослав Вакарчук сказал прекрасную фразу о том, что не нужно смотреть на Украину, как на землю своих родителей, а нужно смотреть – как на землю своих детей, и тогда наступят изменения к лучшему. Поэтому каждый городской чиновник обязан работать на развитие города в долгосрочной перспективе для того, чтобы в будущем город Сумы можно было назвать по настоящему европейским и комфортным для жизни.
Фото: Ярослав Каранда если не указано другое.