Европейская инфраструктура в мелочах, или каким должен стать город Сумы в будущем

В данной статье я хотел быть поделиться своим взглядом на путь развития города Сумы в сфере инфраструктуры. Те из украинцев, которые впервые посетили ЕС, могли почувствовать огромный контраст между европейскими и украинскими городами. Первое, что бросалось в глаза – это аккуратность и чистота улиц, уютность зон отдыха, удобный общественный транспорт, подчеркнутая архитектура даже в тех городах, где ее минимум, а также большая куча мелочей, которые создают максимальный комфорт всем жителям.

После реформы децентрализации, когда бюджеты украинских городов увеличились в несколько раз, появилась прекрасная возможность начать строить городскую инфраструктуру по европейскому образцу. Но, как показало время, даже наличие больших денег еще не означает получение положительного результата в данном вопросе, так как европейские идеи в Сумах зачастую выполняются или с ненадлежащим качеством или с различными недоработками.

Начнем с того, что в Европе нет такого понятия, как закрыть глаза на «мелочи» при строительстве и планировании, так как именно маленькие детали и создают большую разницу между Украиной и Европой. Поэтому у них очень сложно увидеть что-либо сделанным «некачественно» или «недоработанным». Создается ощущение, что менеджеры города пытаются построить свой город настолько комфортным, чтобы жители и не подумали с него куда-либо уезжать.

Объездив несколько стран ЕС, поймал себя на мысли, что небольшие городки с населением даже в 30-50 тысяч человек имеют все то же самое, что и столица их страны: идеально ровные дороги, тротуары и велодорожки, идентичные супермаркеты, строительные гипермаркеты, развлекательные центры, стадионы, спортивные арены и комфортный общественный транспорт. Благодаря такому подходу эти города выглядели не хуже, а в некоторых аспектах, даже лучше своих разрекламированных столиц.

А теперь перейдем к самому интересному – к упомянутым выше деталям, которые делают Европу Европой:

Начнем со спусков с тротуаров на проезжую часть, которые должны быть по всей ширине спуска для удобного, быстрого и безопасного перемещения нескольких пешеходов одновременно без всяких препятствий в виде торчащих бордюров, об которые пешеходы имеют риск спотыкнуться и попасть под колеса автомобиля. На наших переходах приходиться постоянно прыгать по бордюрам или через лужи, которые после дождей постоянно появляются в том месте, которое городские чиновники называют спуском с тротуара.

А вот так в Европе выглядят тротуары с велодорожками. Пешеходы и велосипедисты не мешают друг-другу, при этом движение велосипедистов происходит по продуманным маршрутам.

Велодорожка в Лейпциге. Фото: Демьян Данилюк

В то же время сумские велодорожки, которые начали массово создаваться в 2017 году, начинаются из ниоткуда и завершаются в никуда, а также имеют опасные препятствия для велосипедистов в виде поднятых бордюров. Детальнее читайте в обзоре: В Сумах начали строить велодорожки: что получат велосипедисты?

Велодорожка на улице Герасима Кондратьева в Сумах

На следующем коллаже наглядно продемонстрировано, как пражский муниципалитет урегулировал размещение рекламы на домах. Мы видим рекламу заведений в едином размере и на одной высоте, что придает улице и дому аккуратный эстетичный вид. Дом же на фото в Сумах больше напоминает какую-то доску объявлений, безвкусно и наляписто залепленную рекламой. Хотя, в плане архитектуры, дом ничем не уступает домам в Праге, но, именно из-за беспорядочно размещенной рекламы, его самого просто не видно.

Далее обращу ваше внимание на общественный транспорт в польском городе Катовице, который по размеру и населению немногим более Сум (без учета агломерации). Большие сочленённые автобусы на 150 человек являются одним из основных видов транспорта, которые прибывают всегда вовремя по расписанию с частотой раз в десять минут. Но такое явление некоторые сумские депутаты считают неправильным, заявляя, что большие автобусы в Сумах не нужны, так как они будут возить «воздух». Тоесть, в их понимании общественный транспорт должен ВСЕГДА ездить набитый людьми, как шпроты в банке. Но в Европе нет такой загруженности транспорта даже в часы пик, так как их общественный транспорт — большого размера, главная задача которого не обеспечивать прибыльность, как маршрутки, а комфортно, и прогнозируемо перемещать людей по городу.

Данное фото с автобусом, вместительностью в 150 пассажиров, также наглядно демонстрирует маневренность крупногабаритного транспорта как ответ на заявление одного из депутатов горсовета, что «большие автобусы не развернуться в таком (видимо, по его мнению, маленьком) городе как Сумы». Примечательно, что гармошки массово используются даже в небольших городах, которые в 2-3 раза меньше Сум, например в Усти-над-Лабем (население 93 тыс. человек), Злине (75 тыс. человек), или Ческе-Будеёвице (95 тыс. человек)

А вот такой формат имеют даже старые остановки в Европе на примере Гданьска. На них по-умолчанию есть урна, информационный стенд с расписанием по каждому маршруту, довольно широкие стенки и крыша павильона, которые позволяют укрыться от непогоды. Обращу ваше внимание на стандарт расписания в Европе. Оно, в отличие от расписания в нашем городе, подается отдельно для каждого маршрута. Время прибытия транспорта отображается в формате часа и минут, которые расположены в один столбец или ряд. В расписание также включен маршрут конкретного транспортного средства с описанием названий ключевых пунктов маршрута или остановок.

Обратите внимание и на отсутствие преград на перроне — он полностью ровный.

Остановка в Гданьске. Фото: Илья Овчинников

В то же время в Сумах в 2017 году начали реконсруировать остановки, но вместо создания безбарьерного пространства, новый перрон оказался не ровным и находится выше старого тротуара, из-за чего появилась ступенька, которой не было до реконструкции. Эта ступенька может стать миной замедленного действия, ведь пассажир, спешащий на транспорт, может споткнуться о нее и влететь прямо под колеса.

Новая остановка в Сумах на улице Горького. Фото: Александр Мироненко
Новая остановка в Сумах на улице Горького. Фото: Александр Мироненко

Далее рассмотрим, каким образом должны быть расположены линии электропередач. В Европе все провода стараются максимально убрать под землю по причинам безопасности, а также улучшения эстетичного вида города. На фото можете увидеть, как неприглядно выглядит дом даже с такой хорошей архитектурой, когда перед ним висит лапша из проводов. Особо неприятный тот факт, что на этой улице недавно проводился капитальный ремонт тротуаров, и никто из чиновников даже не задался данным вопросом.

В продолжения темы капитального ремонта тротуаров обращу внимание на то, каким образом должны быть огорожены зоны проведения данных работ. В Европе в этом случае пешеходам предоставляют зону для обхода на проезжей части, которую заблаговременно огораживают забором. Таким образом, работники и пешеходы не мешают друг другу. В Сумах данная деталь учтена не была, что привело к большим неудобствам пешеходов во время выполнения работ на улице Набережная речки Стрелки.

Также городской эстетике придают вид защитные металлические столбики, расположенные на тротуарах, которые окрашены в стильный черный цвет и идеально вписываются в городскую архитектуру в отличие от громоздких бетонных «таблеток», которые, к сожалению, начали приживаться в Украине.

Что еще так отличает город Сумы от европейских городов, так это дизайн новостроек. Хотелось бы, чтобы все застройщики шли в ногу со временем и строили дома, которые хоть чем-то отличаются по дизайну от спичечных коробков, строящихся еще во времена Советского Союза. Ведь также благодаря новостроям наш город может приобрести свое новое европейское лицо. Прекрасным примером может служить новострой, построенный в историческом стиле на улице Петропавловская, который по-настоящему украсил улицу. Но этот дом является скорее исключением из правил, чем закономерностью в нашем городе.

Новостройка на улице Петропавловская в Сумах. Фото из сервиса Google Maps

А вот такой вид, как на фото, могут иметь даже советские панельки в нашем городе. Чехи и поляки во время оккупации Советским Союзом также имели такую «честь», как строительство в их городах новых домов по «советскому» образцу. Но после падения Варшавского блока они смогли максимально преобразить безвкусные панельки с помощью достройки мансардных и вальмовых крыш из красной черепицы, а также окраской домов в приятные глазам цвета. Также уделю внимание расцветке стен в подъездах этих домов, где напрочь отсутствуют режущий глаза ярко синий, зеленый или оранжевые цвета. Стены в них окрашены с потолка до пола в мягкий светлый цвет, благодаря которому подъезд не напоминает коридор психбольницы.

А вот этот вопрос затрагивается в Сумах уже на протяжении последних нескольких лет, только воз и ныне там. Раздельный сбор мусора, который стал обыденным делом в Европе, никак не внедрится в нашем городе. Мы так и продолжаем закапывать миллионы в землю в прямом и переносном смыслах, в то время когда европейцы, благодаря использованию сортировочных линий на мусороперерабатывающих заводах, производят готовую продукцию из выкинутого пластика, картона, стекла и даже покрышек. Создается впечатление, что во многих городах в Европе вообще почти ничего не выбрасывается на мусорный полигон, а максимально используется для вторпереработки. Так во всех супермаркетах стоят автоматы для приема пивных банок и бутылок, к которым европейцы, не стесняясь, ящиками привозят опустошённую тару. Также хотелось бы в нашем городе наконец-то увидеть и такую современную технику, ежедневно убирающую тротуары города. Это было бы в разы эффективней, чем поставить дворника с китайской пластмассовой метлой живя, в 21 веке, не правда ли?

Большинство мусорных площадок в Сумах напоминают эту

Пройдемся по полезным деталям, которых в Сумах пока еще нет. В Европе карманы для остановки общественного транспорта часто замащивают брусчаткой соответствующего размера, которая гораздо устойчивей к нагрузкам, чем асфальт, и менее подвержена продавливанию. Подобная проблема на сумских остановках довольно актуальна, и является вполне обычным явлением.

Еще одна деталь, которая бросилась в глаза – это водосточные системы, которые направляют дождевую воду с крыш домов напрямую в канализацию или на дорогу, минуя тротуар. Данное «благо цивилизации» также можно освоить и менеджерам нашего города во время капремонтов тротуаров, чтобы вода во время дождя не отводилась прямо под ноги пешеходов, создавая им определенные неудобства.

Водосточная труба уходит под тротуар. Фото: Илья Варламов
В Сумах водосточные трубы выводятся на тротуар, создавая на нем лужи. Фото: Александр Мироненко

Мы разобрали основные параметры городской инфраструктуры, которые, по моему глубокому убеждению, делают жизнь людей очень комфортной. И если украинское общество и вправду хочет жить как в Европе, то необходимо просто начинать ее строить у нас, используя их стандарты, согласно которым все строиться на долгие годы, чтобы следующие поколения могли видеть результат работы их родителей. Святослав Вакарчук сказал прекрасную фразу о том, что не нужно смотреть на Украину, как на землю своих родителей, а нужно смотреть – как на землю своих детей, и тогда наступят изменения к лучшему. Поэтому каждый городской чиновник обязан работать на развитие города в долгосрочной перспективе для того, чтобы в будущем город Сумы можно было назвать по настоящему европейским и комфортным для жизни.

Фото: Ярослав Каранда если не указано другое.

Поделитесь записью!

Ярослав Каранда

Ярослав Каранда

блогер