Маршруточная смерть города Сумы

В свой небольшой отпуск посетил Винницу, Черновцы и Житомир. Города эти между собой отличаются очень сильно, и невольно сравнил их ситуацию с нашей сумской, в том числе ситуацию с общественным транспортом, от чего стало совсем грустно.

Наши любимые маршрутки (городская власть почему то называет их «автобусами малой вместимости», «газобусами», может еще что-то веселое придумают, не суть: частный извоз, работающий без соблюдения графиков, лишь тогда когда ему удобно, и по факту не имеющий никаких социальных обязательств перед громадой, не может именоваться городским автобусом) наносят городу намного больше вреда, чем нам думается. Ведь дело не только в некомфортных условиях перевозок, не только в унижениях, которые сумчанам доводится каждый раз испытывать, пользуясь «общественным транспортом», не только в тех угрозах жизни и здоровью, исходящих от аварийного транспорта и постоянных перегрузов, не только в потерях времени, опозданиях на работу/учебу/прочие дела, не только в финансовых потерях людей от необоснованных тарифов и бюджета от огромных сумм, уходящих в «черный кеш».

Маршрутки (читай отсутствие предсказуемого общественного транспорта, удовлетворяющего потребности громады) убивают городскую мобильность, превращая город в поселок городского типа с закрытыми уже ранним вечером заведениями и улицами, пустеющими с заходом солнца, по которым становится страшно ходить. Поклонники действующей власти говорят – мол, хотите соваться по вечерам – платите за такси. Но извините, почему жители Сум и Житомира должны платить за такси, в то время как жители Винницы и Черновцов в такое же время без проблем могут добраться куда нужно общественным транспортом? Якобы потому, что городской бюджет потеряет из-за обеспечения работы транспорта вечером (и о ужас, останется меньше средств на плиточку)?

Во-первых, во всем цивилизованным мире городской общественный транспорт убыточный, так же как и здравоохранение и образование, а во-вторых, его стабильная работа позволит людям терять намного меньше времени на дороги, а значит тратить его больше как на отдых, так и на работу, что в свою очередь принесет больше налогов, позволит заведениям сферы услуг работать дольше и принимать больше клиентов, а значит обеспечит дополнительные рабочие места и все те же поступления с налогов.

В Виннице, где даже в 11 часов вечера можно добраться общественным транспортом из центра в частный сектор (про то, как бегают трамвайчики и троллейбусы по центру и основным районам я просто молчу) город даже вечером буднего дня людный и живой, кафешки заполнены людьми, а на детских площадках яблоку упасть негде (тут еще нужно вспомнить про то, что именно большой низкопольный транспорт, доминирующий в Виннице, позволяет комфортно перемещаться по городу с коляской). Сумы же вымершие в это время даже по выходным, и такая же печаль имеет место в Житомире, где основным транспортом, как и у нас, являются желтые руты. Люди уже в полдесятого вечера бегут к остановкам, видя на них маршрутку, зная что это последний шанс добраться домой не на такси.

В Черновцах я вынужден был воспользоваться такси и просто шокировал местного таксиста рассказами о том, что в отдаленные районы Сум транспорт перестает ходить уже в 7-8 часов вечера. Для них подобное просто немыслимо, таксист удивленно сказал «а мы еще наш транспорт ругаем…». Правильно, ругайте, и добивайтесь того, чтобы он работал лучше. А то расслабитесь там, и не заметите как «невыгодные» большие автобусы вам заменят «экономными» фанерными газельками.

Впрочем, корни наших транспортных и вытекающих из них проблем настолько глубоки и крепки, что даже если у нас будет мэр и полный состав горсовета, настроенных изменить ситуацию, этого все равно может не хватить. Мало того, что маршруточная кормушка настолько стабильна и жирна, что с нее наверняка кормятся все имеющие власть и силу структуры, так еще и сами сумчане в основной своей массе привыкли к тому, что другого общественного транспорта у нас быть не может, а потому нужно поскорее добираться домой и лишний раз не выходить, чтобы не довелось тратиться на такси или идти пешком по безлюдным и иногда опасным улицам.

Отсутствие уверенности в том, что всегда можно выехать, приучило сумчан, забывая про чувство собственного достоинства, трамбоваться в транспорт как шпроты. Отсутствие ответственности перевозчиков приучило молча глотать все унижения и не писать жалобы, зная что они заведомо бесперспективны. Вечно переполненные пенсионерами троллейбусы приучили прыгать в более дорогую маршрутку даже тогда, когда троллейбус нужного направления стоит рядом с ней… Если мы все таки станем на верный путь, менять ситуацию будем долго и с огромным трудом. И доведется это делать активному меньшинству, против которого будет не только наглухо пустившая корни система, но и пассивное большинство. Но если мы хотим жить в Городе Сумы, а не в пгт. Желтые Руты, то другого выбора у нас нет.

P.S. фото с Дня Конституции, хоть в тот день коммунальный транспорт и исправно выполнял графики, сумчане все равно бросались на каждую руту, как на последнюю.

Поделитесь записью!

Андрей Шаванов

Андрей Шаванов

Обозреватель transport.sumy.ua