Пример для Сум: общественный транспорт Вроцлава без маршруток
Вроцлав — польский город на западе Польши недалеко от чешской границы с населением около 640 тыс. человек — примерно в 2,5 раза больше по этому показателю, чем Сумы.
Общественный транспорт здесь состоит из трамваев и больших автобусов. Маршрутки отсутствуют как класс. Городские перевозки обеспечивает коммунальный перевозчик MPK Wroclaw и частный субподрядчик — фирма Michalczewski, однако для пассажиров нет разницы, в чей автобус они садятся — действует единая система билетов, расписания, одинаковая даже окраска.
Автобус
Сейчас во Вроцлаве действует 44 обычных маршрута автобусов, 5 — экспресс-маршрутов, 5 работающих в пиковое время и 15 ночных маршрутов. Через город также проходит 19 пригородных маршрутов. Все автобусы вне зависимости от формы собственности имеют желто-красную ливрею — цветов флага города.

Все автобусы с 16 ноября 2015 года, курсирующие на городских линиях, имеют низкий уровень пола. Значительную долю составляют автобусы-гармошки. Микроавтобусы для перевозок в рамках города не используются.


В автобусах установлены информационные мониторы или табло, на которых транслируется информация об остановках. Также информация об остановках объявляется звуковым информатором.

Снаружи автобусы оснащены цифровым табло, при этом на остановке внешний информатор озвучивает номер маршрута и маршрут движения, что актуально для людей со слабым зрением. Автобусы подъезжают к остановке вплотную, благодаря чему раскрывается весь потенциал низкопольного транспорта, когда пассажиры могут быстро выйти или зайти в автобус, включая пассажиров с колясками.

Также, что немаловажно, графики движения составлены таким образом, что автобусы не плетутся, а ездят быстро, в результате чего на поворотах приходится просто вцепляться в поручни, чтобы не полететь по салону.
Трамвай
Во Вроцлаве с утра до вечера курсируют 44 маршрута трамвая. Ночное сообщение в городе обеспечивается только большими автобусами. Значительную долю в парке составляют старые модернизированные трамваи со ступеньками, однако в городе также есть несколько десятков низкопольных трамваев.

В то время как автобусы во Вроцлаве часто могут ездить полупустыми, трамваи практически всегда заполнены. Одной из причин этого является наличие у рельсовых транспортных средств выделенных полос движения, что в часы-пик позволяет им не стоять в пробках.
Остановки
Во Вроцлаве есть несколько типов остановок. Например, в центре они оснащены павильоном, информационным стендом с поминутным расписанием, урной, а также электронным табло, которое учитывает информацию GPS датчиков транспортных средств и показывает реальное время приезда с учетом возможных задержек из-за пробок. Многие остановки оснащены точками бесплатного Wi-Fi, однако не всегда после подключения к сети удается выйти в интернет.

Обратите внимание, остановочный карман выложен брусчаткой — в Сумах такие карманы заасфальтированы, в результате постоянные нагрузки приводят к быстрой деформации дорожного полотна.

Остановки на окраинах намного проще — тут нет остановочного павильона и электронного табло, зато всегда есть стенд с поминутными расписаниями и урна.



Билеты
Как и во многих городах Европы во Вроцлаве одноразовый проезд в городском транспорте очень дорогой, однако при покупке длительных проездных пассажир получает значительную скидку.
Например, одноразовый проезд без льгот стоит 3 злотых. Столько же обойдется 30-минутный билет, дающий возможность совершать пересадки. Неименной билет на 24 часа обойдется в 11 злотых, на 72 часа — в 26 злотых, на 168 часов (7 дней) — 46 злотых. Данные типы билетов являются обычными бумажными.

Чтобы сэкономить, пассажир может оформить себе пластиковую именную карту Urbancard — на нее можно загрузить длительные проездные. 7-дневный проездной на все маршруты обойдется в 30 злотых, на 30 дней — в 90 злотых, на 3 месяца — в 240 злотых.
Все проездные имеют ограничение лишь по времени, таким образом, пассажир, если он намеренно с целью получения скидки не ограничил число маршрутов в проездном, может ездить во всем городском транспорте без ограничений по числу поездок.
Кстати, хотя Urbancard можно формально назвать электронным билетом, компостеры, установленные во всем транспорте, предназначены для валидирования только бумажных билетов — на них проставляется дата компостирования, время и номер транспортного средства.

Urbancard после внесения на нее проездного можно спрятать и нигде не показывать. Предоставить ее нужно будет только контролеру, который приложит карту к переносному терминалу, на экране которого высветится срок действия и тип проездного.

Купить бумажные билеты на городской транспорт во Вроцлаве можно в автоматах на остановках с помощью наличных или банковской карты или же в автоматах в транспорте, но только с помощью банковской карты. В тех же автоматах можно внести проездной на Urbancard. Компостирование бумажных билетов происходит один раз при первом входе.


Полезные программы
Владельцы смартфонов и планшетов в городах Польши, включая Вроцлав, могут использовать для планирования поездок бесплатное приложение Jakdojade. Оно с помощью GPS находит ближайшую к путешественнику остановку и прокладывает все варианты маршрутов — в качестве конечной точки можно указать как остановку, так и какой-то конкретный дом. Система анализирует расписания, поэтому может предложить варианты с пересадками, если, например, прямой автобус нужно ждать слишком долго.

При этом когда пассажир едет в транспорте, приложение обновляет данные GPS и показывает, какие остановки транспортное средство уже проехало, и сколько осталось до конца пути.

Читайте также: