Пример для Сум: общественный транспорт Вроцлава без маршруток

Вроцлав — польский город на западе Польши недалеко от чешской границы с населением около 640 тыс. человек — примерно в 2,5 раза больше по этому показателю, чем Сумы.

Вроцлав, центр, фото: Александр Мироненко

Общественный транспорт здесь состоит из трамваев и больших автобусов. Маршрутки отсутствуют как класс. Городские перевозки обеспечивает коммунальный перевозчик MPK Wroclaw и частный субподрядчик — фирма Michalczewski, однако для пассажиров нет разницы, в чей автобус они садятся — действует единая система билетов, расписания, одинаковая даже окраска.

Автобус

Сейчас во Вроцлаве действует 44 обычных маршрута автобусов, 5 — экспресс-маршрутов, 5 работающих в пиковое время и 15 ночных маршрутов. Через город также проходит 19 пригородных маршрутов. Все автобусы вне зависимости от формы собственности имеют желто-красную ливрею — цветов флага города.

Автобус-гармошка MAN во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Автобус-гармошка MAN во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

Все автобусы с 16 ноября 2015 года, курсирующие на городских линиях, имеют низкий уровень пола. Значительную долю составляют автобусы-гармошки. Микроавтобусы для перевозок в рамках города не используются.

Все автобусы во Вроцлаве имеют низкий уровень пола. Фото: Александр Мироненко
Все автобусы во Вроцлаве имеют низкий уровень пола. Фото: Александр Мироненко

 

Салон низкопольного автобуса во Вроцлаве. Место для колясок. Фото: Александр Мироненко
Салон низкопольного автобуса во Вроцлаве. Место для колясок. Фото: Александр Мироненко

В автобусах установлены информационные мониторы или табло, на которых транслируется информация об остановках. Также информация об остановках объявляется звуковым информатором.

Информационное табло в автобусах Вроцлава. Фото: Александр Мироненко
Информационное табло в автобусах Вроцлава. Фото: Александр Мироненко

Снаружи автобусы оснащены цифровым табло, при этом на остановке внешний информатор озвучивает номер маршрута и маршрут движения, что актуально для людей со слабым зрением. Автобусы подъезжают к остановке вплотную, благодаря чему раскрывается весь потенциал низкопольного транспорта, когда пассажиры могут быстро выйти или зайти в автобус, включая пассажиров с колясками.

В салонах городских автобусов Вроцлава часто можно увидеть много свободных мест. Фото: Александр Мироненко
В салонах городских автобусов Вроцлава часто можно увидеть много свободных мест. Фото: Александр Мироненко

Также, что немаловажно, графики движения составлены таким образом, что автобусы не плетутся, а ездят быстро, в результате чего на поворотах приходится просто вцепляться в поручни, чтобы не полететь по салону.

Трамвай

Во Вроцлаве с утра до вечера курсируют 44 маршрута трамвая. Ночное сообщение в городе обеспечивается только большими автобусами. Значительную долю в парке составляют старые модернизированные трамваи со ступеньками, однако в городе также есть несколько десятков низкопольных трамваев.

Наиболее распространенная модель трамвая во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Наиболее распространенная модель трамвая во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

В то время как автобусы во Вроцлаве часто могут ездить полупустыми, трамваи практически всегда заполнены. Одной из причин этого является наличие у рельсовых транспортных средств выделенных полос движения, что в часы-пик позволяет им не стоять в пробках.

Остановки

Во Вроцлаве есть несколько типов остановок. Например, в центре они оснащены павильоном, информационным стендом с поминутным расписанием, урной, а также электронным табло, которое учитывает информацию GPS датчиков транспортных средств и показывает реальное время приезда с учетом возможных задержек из-за пробок. Многие остановки оснащены точками бесплатного Wi-Fi, однако не всегда после подключения к сети удается выйти в интернет.

Электронное табло на остановке во Вроцлаве с точкой Wi-Fi. Фото: Александр Мироненко
Электронное табло на остановке во Вроцлаве с точкой Wi-Fi. Фото: Александр Мироненко

Обратите внимание, остановочный карман выложен брусчаткой — в Сумах такие карманы заасфальтированы, в результате постоянные нагрузки приводят к быстрой деформации дорожного полотна.

Автобусная остановка во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Автобусная остановка во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

Остановки на окраинах намного проще — тут нет остановочного павильона и электронного табло, зато всегда есть стенд с поминутными расписаниями и урна.

Остановка автобуса на окраине Вроцлава. Фото: Александр Мироненко
Остановка автобуса на окраине Вроцлава. Фото: Александр Мироненко

 

Информационный стенд с расписанием транспорта на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Информационный стенд с расписанием транспорта на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

 

Формат поминутного расписания движения городского транспорта во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Формат поминутного расписания движения городского транспорта во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

Билеты

Как и во многих городах Европы во Вроцлаве одноразовый проезд в городском транспорте очень дорогой, однако при покупке длительных проездных пассажир получает значительную скидку.

Например, одноразовый проезд без льгот стоит 3 злотых. Столько же обойдется 30-минутный билет, дающий возможность совершать пересадки. Неименной билет на 24 часа обойдется в 11 злотых, на 72 часа — в 26 злотых, на 168 часов (7 дней) — 46 злотых. Данные типы билетов являются обычными бумажными.

72-часовой билет для поездок в общественном транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко
72-часовой билет для поездок в общественном транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко

Чтобы сэкономить, пассажир может оформить себе пластиковую именную карту Urbancard — на нее можно загрузить длительные проездные. 7-дневный проездной на все маршруты обойдется в 30 злотых, на 30 дней — в 90 злотых, на 3 месяца — в 240 злотых.

Все проездные имеют ограничение лишь по времени, таким образом, пассажир, если он намеренно с целью получения скидки не ограничил число маршрутов в проездном, может ездить во всем городском транспорте без ограничений по числу поездок.

Кстати, хотя Urbancard можно формально назвать электронным билетом, компостеры, установленные во всем транспорте, предназначены для валидирования только бумажных билетов — на них проставляется дата компостирования, время и номер транспортного средства.

Компостер для бумажных билетов в городском транспорте Вроцлава. Сейчас в городе используются только такие компостеры. Фото: Александр Мироненко
Компостер для бумажных билетов в городском транспорте Вроцлава. Сейчас в городе используются только такие компостеры. Фото: Александр Мироненко

Urbancard после внесения на нее проездного можно спрятать и нигде не показывать. Предоставить ее нужно будет только контролеру, который приложит карту к переносному терминалу, на экране которого высветится срок действия и тип проездного.

Urbancard во Вроцлаве. Фото с официального сайта проекта

Купить бумажные билеты на городской транспорт во Вроцлаве можно в автоматах на остановках с помощью наличных или банковской карты или же в автоматах в транспорте, но только с помощью банковской карты. В тех же автоматах можно внести проездной на Urbancard. Компостирование бумажных билетов происходит один раз при первом входе.

Автомат по продаже билетов на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко
Автомат по продаже билетов на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко

 

Автомат по продаже билетов в городском транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко
Автомат по продаже билетов в городском транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко

Полезные программы

Владельцы смартфонов и планшетов в городах Польши, включая Вроцлав, могут использовать для планирования поездок бесплатное приложение Jakdojade. Оно с помощью GPS находит ближайшую к путешественнику остановку и прокладывает все варианты маршрутов — в качестве конечной точки можно указать как остановку, так и какой-то конкретный дом. Система анализирует расписания, поэтому может предложить варианты с пересадками, если, например, прямой автобус нужно ждать слишком долго.

Скриншот приложения Jakdojade

При этом когда пассажир едет в транспорте, приложение обновляет данные GPS и показывает, какие остановки транспортное средство уже проехало, и сколько осталось до конца пути.

Скриншот приложения Jakdojade

Читайте также:

Городской транспорт Таллинна: как у них?

Поделитесь записью!

Александр Мироненко

Обозреватель transport.sumy.ua

  • вася

    Мироненко рекламирует проезд в больших атобусах по 3 злотых Х 6,8=20 грн. Так вот к чему вся эта суета так называемых «активистов» вокруг маршруток.

    • AndrzejUkraine

      Проезд в больших автобусах Киева — 3 грн., в больших автобусах Львова — 4 грн., в больших автобусах в Виннице — 3,5 грн. Проезд в сумских Рутах хотят поднять до 5 грн. Вас не волнует, что проезд в более качественном транспорте в других украинских городах стоит дешевле?

  • serg

    А пенсионеры бесплатно ездят?

    • AndrzejUkraine

      Пенсионеры, школьники и студенты ездят со скидкой 50%, пенсионеры после 70 лет — бесплатно. Детали http://mpk.wroc.pl/bilety/prawa-pasazera-i-ulgi

  • Сергей Иванов

    Поднять стоимость проезда в Сумах до европейского уровня! 20 грн. За получасовую поездку… после такого повышения, думаю, все перевозчики обновят автопарки до МАНов. Почему же Мироненко не расскажет какие зарплаты и пенсии в этом маленьком городишке…
    Да и вопрос… За какие такие жалования наши «журналисты» регулярно катаются в Европу и по Европе?…

    • Aleksander

      Зачем далеко ходить? В Виннице проезд в больших автобусах 3,5 грн., во Львове — 4 грн. У нас проезд в Рутах хотят поднять до 5 грн. 🙂 Официальный доход, с которого оплачены налоги. Или вы работаете нелегально и не платите налоги, и считаете, что другие так же должны делать?

      • Сергей Иванов

        Зачем ходить настолько далеко?
        Сколько стоит проезд в Ахтырке, Шостке, Полтаве?… какой там транспорт ездит? Не видел больших автобусов…

        • Aleksander

          В Полтаве большие автобусы уже лет 15 ездят.

          • Сергей Иванов

            По радиальным маршрутам и по 4 грн. Не так ли?…

          • Андрей Андреев

            Что это за маршруты такие? )))

          • Aleksander

            Сергей Иванов и Андрей Андреев, у вас раздвоение личности? IP то одинаковые 😉

          • Сергей Иванов

            Благодаря нашим провайдерам ip у многих одинаковые )))

          • Сергей Иванов

            Это если на примере нашего города — маршруты с Роменской до рынка, с Курской до рынка, с Героев Крут до рынка… и т.д. А если Вам нужно добраться с Роменской до Харьковской, то это уже с пересадкой и с двойной оплатой проезда… итого 8 грн. 🙂

          • Aleksander

            Пане Перепека, ну спалились же. Откройте личико 😉

          • Сергей Иванов

            Мимо )

          • Aleksander

            Полтавцы ответили, что ваша информация — ложь. Там длинные маршруты.

          • Сергей Иванов

            Длиннее коротких или короче длинных?…
            Давайте по полочкам… начнем со стоимости проезда… сколько пассажиры платят в Полтаве за проезд?

      • Сергей Иванов

        Александр, поведайте о доходной части жителей столь славного городишки… есть ли информация о зарплатах, пенсиях, социальных выплатах?…

  • Сергей Иванов

    Александр, многим интересны Ваши источники доходов… не поделитесь информацией? Трудоустроены ли Вы? Со всех ли доходов уплочены налоги?…

    • Aleksander

      Представьте себе, трудоустроен. Налоги плачу сам и работодатель. А вот платите ли вы?

      • Сергей Иванов

        Корректируете ли вы свои гонорары в зависимости от изменений затратной части? И есть ли контролирующий орган, который проверяет — не зажрались ли Вы? )

        • Aleksander

          Вы так и не ответили — работаете ли вы легально и платите ли налоги?

          • Сергей Иванов

            Конечно да

          • Сергей Иванов

            Что с корректировкой стоимости Ваших услуг?… или она неизменна на протяжении всего вашего сознательного трудового стажа? )

          • Aleksander

            Вы налоговый инспектор? У моего вся информация есть.

          • Сергей Иванов

            На сколько процентов вы повысили стоимость своих услуг по сравнению с 2015 годом?…

          • Aleksander

            0%. Вы знаете, что такое долгосрочные договоры? Или для вас договор — это бумажка для туалета?

  • Сергей Иванов

    А правда ли то, что во время проведения конкурса на замещение вакантной должности директора КП Электоавтотранс, Вам предлагали вакантную должность руководителя комунального предприятия, а вы отказались помочь родному городу делом, а не только «словом»…
    И если бы Вам сегодня предложили на деле проявить себя во благо города Сумы — вы бы согласились поработать?…

    • Aleksander

      Вы, господин Перепека, раз, наверное, 10 предлагали устроиться слесарем, но вот сами, почему-то в слесари в депо не спешите. Интересно, почему? Вы ведь могли помочь предприятию, используя свой многолетний опыт практика транспортного бизнеса. Или снова активисты виноваты?

      • Сергей Иванов

        За Перепеку ответить не могу, поскольку им не являюсь )
        Но на вопрос вы не ответили…
        Подавали ли вы документы на конкурс и вас кинули или все же сами не решительны? )
        Думаю «эксперты» в КП нужны… попробуйте поработать… и пожить на сумские зарплаты… слабо? )

        • Aleksander

          А транслируете его мысли как под копирку. Или таки являетесь, но стесняетесь? 🙂

          • Сергей Иванов

            Телепатия — тоже не мой конек

  • вася

    Вот такие автобусы можно покупать на маршруты при стоимости проезда 20 грн .http://autodriving.net/ukravto-postachaye-v-yes-avtobusi-zovsim-inshogo-neukraїnskogo-rivnya-yakosti/

    • Aleksander

      Это автобусы продавались в Украине по цене тех маленьких Богданов и Атаманов, которые используются сейчас в Сумах. Поэтому непонятно, с чего вы решили, что проезд в них с украинскими затратами должен быть 20 грн. Другой вопрос, что производитель автобусов ЗАЗ почему-то отказывался участвовать в тендерах на поставку этой техники в Сумах и других городах, т.к. по цене они могли бы даже опередить Атаманы.