Пример для Сум: общественный транспорт Вроцлава без маршруток
Вроцлав — польский город на западе Польши недалеко от чешской границы с населением около 640 тыс. человек — примерно в 2,5 раза больше по этому показателю, чем Сумы.
Общественный транспорт здесь состоит из трамваев и больших автобусов. Маршрутки отсутствуют как класс. Городские перевозки обеспечивает коммунальный перевозчик MPK Wroclaw и частный субподрядчик — фирма Michalczewski, однако для пассажиров нет разницы, в чей автобус они садятся — действует единая система билетов, расписания, одинаковая даже окраска.
Автобус
Сейчас во Вроцлаве действует 44 обычных маршрута автобусов, 5 — экспресс-маршрутов, 5 работающих в пиковое время и 15 ночных маршрутов. Через город также проходит 19 пригородных маршрутов. Все автобусы вне зависимости от формы собственности имеют желто-красную ливрею — цветов флага города.
![Автобус-гармошка MAN во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/big_bus_wroclaw.jpg)
Все автобусы с 16 ноября 2015 года, курсирующие на городских линиях, имеют низкий уровень пола. Значительную долю составляют автобусы-гармошки. Микроавтобусы для перевозок в рамках города не используются.
![Все автобусы во Вроцлаве имеют низкий уровень пола. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/low_floor.jpg)
![Салон низкопольного автобуса во Вроцлаве. Место для колясок. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/salon1.jpg)
В автобусах установлены информационные мониторы или табло, на которых транслируется информация об остановках. Также информация об остановках объявляется звуковым информатором.
![Информационное табло в автобусах Вроцлава. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/infotablo.jpg)
Снаружи автобусы оснащены цифровым табло, при этом на остановке внешний информатор озвучивает номер маршрута и маршрут движения, что актуально для людей со слабым зрением. Автобусы подъезжают к остановке вплотную, благодаря чему раскрывается весь потенциал низкопольного транспорта, когда пассажиры могут быстро выйти или зайти в автобус, включая пассажиров с колясками.
![В салонах городских автобусов Вроцлава часто можно увидеть много свободных мест. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/salon.jpg)
Также, что немаловажно, графики движения составлены таким образом, что автобусы не плетутся, а ездят быстро, в результате чего на поворотах приходится просто вцепляться в поручни, чтобы не полететь по салону.
Трамвай
Во Вроцлаве с утра до вечера курсируют 44 маршрута трамвая. Ночное сообщение в городе обеспечивается только большими автобусами. Значительную долю в парке составляют старые модернизированные трамваи со ступеньками, однако в городе также есть несколько десятков низкопольных трамваев.
![Наиболее распространенная модель трамвая во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/tram.jpg)
В то время как автобусы во Вроцлаве часто могут ездить полупустыми, трамваи практически всегда заполнены. Одной из причин этого является наличие у рельсовых транспортных средств выделенных полос движения, что в часы-пик позволяет им не стоять в пробках.
Остановки
Во Вроцлаве есть несколько типов остановок. Например, в центре они оснащены павильоном, информационным стендом с поминутным расписанием, урной, а также электронным табло, которое учитывает информацию GPS датчиков транспортных средств и показывает реальное время приезда с учетом возможных задержек из-за пробок. Многие остановки оснащены точками бесплатного Wi-Fi, однако не всегда после подключения к сети удается выйти в интернет.
![Электронное табло на остановке во Вроцлаве с точкой Wi-Fi. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/electro_tablo.jpg)
Обратите внимание, остановочный карман выложен брусчаткой — в Сумах такие карманы заасфальтированы, в результате постоянные нагрузки приводят к быстрой деформации дорожного полотна.
![Автобусная остановка во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/bus_stop.jpg)
Остановки на окраинах намного проще — тут нет остановочного павильона и электронного табло, зато всегда есть стенд с поминутными расписаниями и урна.
![Остановка автобуса на окраине Вроцлава. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/bus_stop2.jpg)
![Информационный стенд с расписанием транспорта на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/stand.jpg)
![Формат поминутного расписания движения городского транспорта во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/timetable.jpg)
Билеты
Как и во многих городах Европы во Вроцлаве одноразовый проезд в городском транспорте очень дорогой, однако при покупке длительных проездных пассажир получает значительную скидку.
Например, одноразовый проезд без льгот стоит 3 злотых. Столько же обойдется 30-минутный билет, дающий возможность совершать пересадки. Неименной билет на 24 часа обойдется в 11 злотых, на 72 часа — в 26 злотых, на 168 часов (7 дней) — 46 злотых. Данные типы билетов являются обычными бумажными.
![72-часовой билет для поездок в общественном транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/paperticket.jpg)
Чтобы сэкономить, пассажир может оформить себе пластиковую именную карту Urbancard — на нее можно загрузить длительные проездные. 7-дневный проездной на все маршруты обойдется в 30 злотых, на 30 дней — в 90 злотых, на 3 месяца — в 240 злотых.
Все проездные имеют ограничение лишь по времени, таким образом, пассажир, если он намеренно с целью получения скидки не ограничил число маршрутов в проездном, может ездить во всем городском транспорте без ограничений по числу поездок.
Кстати, хотя Urbancard можно формально назвать электронным билетом, компостеры, установленные во всем транспорте, предназначены для валидирования только бумажных билетов — на них проставляется дата компостирования, время и номер транспортного средства.
![Компостер для бумажных билетов в городском транспорте Вроцлава. Сейчас в городе используются только такие компостеры. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/komposter.jpg)
Urbancard после внесения на нее проездного можно спрятать и нигде не показывать. Предоставить ее нужно будет только контролеру, который приложит карту к переносному терминалу, на экране которого высветится срок действия и тип проездного.
![](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/1346683820961_16_11175_1.jpg)
Купить бумажные билеты на городской транспорт во Вроцлаве можно в автоматах на остановках с помощью наличных или банковской карты или же в автоматах в транспорте, но только с помощью банковской карты. В тех же автоматах можно внести проездной на Urbancard. Компостирование бумажных билетов происходит один раз при первом входе.
![Автомат по продаже билетов на остановке во Вроцлаве. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/automat_stop.jpg)
![Автомат по продаже билетов в городском транспорте Вроцлава. Фото: Александр Мироненко](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/automat_bus.jpg)
Полезные программы
Владельцы смартфонов и планшетов в городах Польши, включая Вроцлав, могут использовать для планирования поездок бесплатное приложение Jakdojade. Оно с помощью GPS находит ближайшую к путешественнику остановку и прокладывает все варианты маршрутов — в качестве конечной точки можно указать как остановку, так и какой-то конкретный дом. Система анализирует расписания, поэтому может предложить варианты с пересадками, если, например, прямой автобус нужно ждать слишком долго.
![](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/jakdojade1.jpg)
При этом когда пассажир едет в транспорте, приложение обновляет данные GPS и показывает, какие остановки транспортное средство уже проехало, и сколько осталось до конца пути.
![](https://transport.sumy.ua/wp-content/uploads/2017/04/jakdojade2.jpg)
Читайте также: